В экадаши можно есть помидоры

В экадаши можно есть помидоры

Харе Кришна!
В Экадаши вайшнавы строго избегают зерно–бобовых блюд (согласно наставлениям Шрилы Прабхупады).
Не заморачиваются на остальном, поскольку главное в этот день– сосредоточиться на воспевании и памятовании о Кришне!
Но, если Вам пришла эта обширная информация, кто знает, может, лично Вам надо отказаться от помидоров, капусты и т.п.

Всем удачного Экадаши завтра.

Древние мудрецы подметили, что в эти дни земля становится «влажной», то есть лунная гравитация поднимает воду из глубины ближе к поверхности.
Хм? по логике, сильнее всего гравитация будет в день когда Луна проходит ближе всего к Земле. правильно ведь? Но этот день не обязательно являетсяэкадаши (напр., ближайшая дата — 26 октября, и это амавасья).

Признаться, вопрос физических процессов в день экадаши меня интересует.

помидоры,
к слову, это ж южноамериканское растение, а не индийское. Ну про морковь понятно — она появилась «из мяса коровы». Съев баклажан, брахман перестанет быть брахманом. И т.д. и т.п. Но про помидоры-то шастры ничего не говорят! Подозреваю, что их записали в разряд «неблагонадежных» просто потому что это пасленовое, как и баклажан.

к слову, это ж южноамериканское растение, а не индийское. Ну про морковь понятно — она появилась «из мяса коровы». Съев баклажан, брахман перестанет быть брахманом. И т.д. и т.п. Но про помидоры-то шастры ничего не говорят! Подозреваю, что их записали в разряд «неблагонадежных» просто потому что это пасленовое, как и баклажан.

Бхакти Викаша Махарадж в книге «Традиционная Индия» пишет, что ортодоксальные брахманы до сих пор не едят помидоры и др «неведические» овощи. Думаю, причина именно в том, что они южноамериканские, а не паслёновые. Моя спекуляция.

Ну про морковь понятно — она появилась «из мяса коровы».

Не всем понятно 🙂
Поясните пожалуйста

«Гоудия Веданта Самити» (Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа)
им гуру посоветовал — вот именно они и должны строго выполнять его указание.

Приведу целиком ответ Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа (что выше давался в виде ссылки, а то вдруг, кто не догадается, что надо нажать 🙂 ):

> Харе Кришна!
> Вся слава Шриле Прабхупаде!
> Дорогой Бхактивигьяна Госвами Махарадж, примите мои поклоны и простите за
> беспокойство!
> Вопрос интересующий меня заключается в следующем: в Гоудия Матхе и в
> частности в Шри Гоудия Веданта Самити существует запрет на употребление в
> пищу(помимо мяса, яиц, лука, чеснока и грибов) масур дала (красной
> чичевицы) и моркови. Утверждается также, что эти продукты произошли в
> Сатья-югу из мяса коровы во время жертвоприношения древних риши!
> Утверждается также, что Шрила Вьясадев подтверждает, что масур дал и
> морковь приравниваются к мясу коровы.
> Возникает вопрос, почему Шрила Прабхупада дав ясные и четкие правила
> относительно лука и чеснока ничего(?) не говорил о красной чичевице и
> моркови? Отмечу, что сами Гуру Шри Гоудия Веданта Самити для своих
> западных учеников тоже не вводят жесткого правила относительно этих
> продуктов, хотя говорят об этом как о желаемом и необходимом.
> Заранее благодарю Вас,
> ваш недостойный слуга, Денис.

Единственная известная мне прамана на такой запрет содержится в
Хари-бхакти-виласе (8.158-159) в цитате из «Курма-пураны»:

VRNTAKAM JALISAKAM KUSUMBHA SMANTAKAM TATHA
PALANDU LASUNAM SUKLAM NIRYASAN CAIVA VARJAYET
GRJANAM KINSUKAN CAIVA KUKUNDANCA TATHAIVA CA
UDUMBARAM ALAVUN CA JAGDHVA PATATI VAI DVIJAH

Обычно этот стих переводят следующим образом:

«Нельзя есть баклажаны, листья бананов, листья подсолнуха, листья ашмантаки,
лук и чеснок. Нельзя также употреблять в пищу жидкую кашу и сок деревьев.
Запрещены к употреблению в пищу турнепс, свекла, МОРКОВЬ, киншука, дикий
инжир и белая тыква. Если дваждырожденный употребляет в пищу эти овощи и
фрукты, то это является падением для него».

В 162 стихе из той же главы говорится о красной чечевице:

VARTANKUM URHATIN CAIVA DAGDHAM ANNAM MASURAKAM
YASYA UDARE PRAVARTETA SASYA DURATARO HARIH

«Господь Хари препочитает держаться как можно дальше от человека, у которого
в желудке находятся свекла, баклажаны, подгорелый рис и масура-дал (красная
чечевица)».

История про жертвенную корову и жену брахмана, в которой морковь якобы
приравнивается к мясу коровы, обычно приводится без ссылки на источник.
Прежде чем принять ее, мне хотелось бы получить точные указания относительно
того, в какой из Пуран она приводится.

Что же касается приведенной цитаты из Хари-бхакти-виласы, то и тут не все
так просто. В процитированном стихе употребляется санскритское слово
г.рн_джана, которое переводят как «морковь», однако самый авторитетный
санскритско-английский словарь Монье-Вильямса этого значения не дает.
Монье-Вильямс переводит это слово как «разновидность небольшого красного
лука, запрещенного к употреблению в пищу». Словарь Капеллера (Capeller)
переводит то же слово как «чеснок». В словаре Монье-Вильямса «морковь»
переводится как гаджа_н.д.а (буквально, «слоновьи яйца»), откуда происходит
современное слово морковь на хинди (гаджа). Харидаса Шастри, один из самых
больших из ныне живущих знатоков «Хари-бхакти-виласы», оставляет это слово
без перевода в своем переводе ХБВ на хинди.

Действительно, обычно морковь не употребляют в Гоудия-матхах, хотя,
например, в матхе Бон Махараджа во Вриндаване этот запрет не действует, так
же как и в храме Йога-питха в Майяпуре. Мне также известно, что Шрила Бхакти
Промод Пури Махараджа воздерживался от употребления моркови, но, когда врачи
прописали ему морковный сок, он стал его пить.

Таким образом, очевидно, что даже если этот запрет и существует, то он не
является строгим. Трудно представить себе, чтобы он по своей строгости
находился на уровне запрета на мясо коровы. Если уж на то пошло, то про
свеклу и баклажаны в «Хари-бхакти-виласе» говорится гораздо более
определенно, и тем не менее мы едим их. В то же время, запрет на лук и
чеснок универсален — никакой уважающий себя садху, к какой бы традиции он ни
принадлежал, их есть не будет. Это очень строгая нишедха.

Чтобы объяснить, почему Шрила Прабхупада не запрещал своим последователям
есть морковь (насколько мне известно, он упоминал, что красную чечевицу есть
не следует. Cм. например, комментарий к Мадхья, 4.169), последователи Гоудия
Веданта Самити приводят такую цитату: «Если бы я рассказал вам обо всех
правилах и ограничениях, вы бы упали в обморок. Поэтому просто следуейте тем
правилам, которые я вам дал, а недостаток следования остальным возмещайте
повторением Харе Кришна». (1969 год, Бостон) .

Но на мой взгляд, это очень смешное, если не оскорбительное, объяснение.
Мол, Шрила Прабхупада дал своим последователям запрет на сексуальные
отношения в браке, если они не связаны с зачатием детей, но, якобы, побоялся
раскрыть им истину о запрете на морковь и боялся так сильно, что, чтобы
никто не заподозрил его в утаивании столь важного правила, собственноручно
готовил морковную халву для своих последователей на Экадаши! (Интересно при
этом, что при этом в Гоудия Веданта Самити ничего не говорится об
органичении сексуальных отношений в браке, хотя, например в «Ману-самхите»
сексуальные отношения в те дни месячного цикла, когда зачатие ребенка
невозможно, так же как и употребление противозачаточных средств, называются
«грехом убийства зародыша»).

Гораздо проще объяснить это тем, что Шрила Прабхупада не придавал этому
запрету слишком большого значения и, пользуясь своей прерогативой ачарьи,
опустил это правило как второстепенное.

Вот что он сам пишет и говорит по поводу «Хари-бхакти-виласы» и всех
запретов, содержащихся в ней:

«Эта Хри-бхакти-виласа, вайшнава-смрити, является подражанием смартаизму.
Она так и называется «смрити». (Room Conversation — July 16, 1973,
London)]

«Санатана Госвами написал свою Вайшнава-смрити, Хари-бхакти-виласу, которая
предназначена специально для Индии. В то время вся Индия в большей или
меньшей степени следовала принципам смарта-видхи. Шрила Санатана Госвами
должен был придерживаться того же духа, и именно эту цель он преследовал,
когда составлял Хари-бхакти-виласу» (Чч, Мадхья, 23.105)

«Он (Бхактисиддханта Сарасвати Госвами) утверждает, что смарта-самаджа,
которым строго следуют кастовые брахманы, оказали свое влияние на то, что
Гопала Бхатта Госвами процитировал в своей книги из изначальной
Хари-бхакти-виласы. Поэтому, просто опираясь на книгу Гопалы Бхатты Госвами,
очень трудно понять, чему же на самом деле должны следовать вайшнавы». (Чч,
Мадхья, 1.35, комм.)

источник

Что можно есть в экадаши

Э кадаши — традиционный день поста в ведической культуре, который выпадает на одиннадцатый день после полнолуния и одиннадцатый день после новолуния каждого лунного месяца. Пост в день Экадаши — это не просто религиозная традиция. Жизненные ритмы нашего тела очень сильно связаны с перемещением луны. Многим известно, к примеру, что в полнолуние люди могут испытывать проблемы со сном.

С древности люди определили, что голодание на 11-й день после новолуния и после полнолуния наиболее благостно сказывается на организме. Поэтому голодание (или же диету) рекомендуется совершать именно в день Экадаши.

Наиболее благоприятным считается полное воздержание от воды и еды в день Экадаши. Практика сухого голодания дважды в месяц оказывает на организм очистительное, омолаживающее и оздоравливающе воздействие. Наш ЖКТ настроен на то, чтобы работать в одном из двух режимов — он либо переваривает пищу, либо очищает себя и весь организм. И если идёт процесс переваривания пищи, процесс очищения невозможен. А если же мы отказываемся от воды и пищи, запускаются процессы очищения организма. Для тех, у кого есть проблемы с почками, не рекомендуется сухое голодание, — это может привести к непредсказуемым последствиям.

Если же здоровье или какие-либо иные причины не позволяют провести голодание на воде, то в день Экадаши можно просто соблюдать диету, это тоже очень полезно для здоровья.

Что можно есть в Экадаши

Традиционно в день Экадаши либо соблюдается голодание (сухое или на воде), либо — диета, которая исключает зерновые и бобовые. Также стоит учитывать, что в ведической культуре в принципе такая пища как мясо, рыба, яйца, лук, чеснок и грибы — считается неблагоприятной, поэтому воздержание от неё в день Экадаши происходит по умолчанию.

Почему же в день Экадаши следует воздерживаться от зерновых и бобовых? Зерновые и бобовые — это очень тяжёлая для нашего организма пища, и если мы хотим очистить организм (а это тот самый день, когда лунные ритмы будут способствовать очищению), то следует воздержаться от неё. Дело в том, что любой белок, который поступает в наш организм, является чужеродным (в том числе и растительный), поэтому процесс переваривания и усвоения чужеродного белка, во-первых, очень энергозатратен (а энергия в день Экадаши организму нужна для очищения), а во-вторых, процесс переваривания чужеродного белка токсичен для организма. Поэтому не рекомендуется нагружать организм токсинами в день очищения.

Также есть и эзотерическая причина отказа от зерновых и бобовых. Согласно легенде, бог Вишну, чтобы помочь живым существам освободиться от негативной кармы, создал возможность совершать пост в день Экадаши. И, согласно верованиям, регулярно соблюдая Экадаши, можно вырваться из круговорота перерождений и обрести состояние, которое называется мокша (освобождение). И, согласно легенде, некие тёмные силы, которые не желают, чтобы живые существа освобождались от их влияния, нашли в этот день себе прибежище в зерновых и бобовых, наполняя их своей тёмной энергией. И тот, кто в этот день будет употреблять зерновые и бобовые, будет потреблять эту тёмную негативную энергию.

Экадаши: что можно и что нельзя

Не существует каких-то конкретных запретов. Каждый соблюдает день Экадаши, исходя из своих возможностей и своего здоровья. Тот, кто может соблюдать в этот день сухое голодание, — несомненно, проведёт пост в Экадаши наиболее эффективно. Однако и просто воздержание от тяжёлой и мясной пищи будет оказывать положительное влияние на здоровье. Традиционно пост предусматривает воздержание от всех видов бобовых: фасоли, гороха, нута, чечевицы и т. д. Также от всех видов зерновых: риса, овса, ячменя, сорно, кукурузы, ржи, пшеницы, проса, пайзы, дагуссы, чумизы, могара, амаранта и других. В день Экадаши рекомендуется воздерживаться от всех видов семян: кунжута, мака, семян подсолнуха и т. д. Всех представителей растительного мира из семейства злаков, бобовых и зернобобовых рекомендуется в день Экадаши исключать из рациона. Также речь идёт об исключении всех производных зерновых и бобовых культур, то есть от хлебобулочных изделий также рекомендуется воздержаться в день Экадаши. Питание в день Экадаши должно преимущественно состоять из овощей и фруктов.

Что можно есть в Экадаши: перечень продуктов

Какие же продукты можно есть в Экадаши? Благостной пищей в этот день считаются все фрукты и овощи за некоторыми исключениями. Однако рекомендуется избегать свёклы, а другие корнеплоды допустимы для употребления. Молочные продукты также являются благостными для употребления в этот день. Несмотря на то, что орехи тоже содержат высококонцентрированный белок, их употребление допустимо в Экадаши, однако если желаете достичь большего очистительного эффекта, лучше воздержаться в этот день от любого высокомолекулярного белка, такого как орехи и молочные продукты. Помимо зерновых и бобовых также не рекомендуется в этот день употреблять мёд, шпинат, баклажаны и асафетиду.

Наиболее благостной пищей в день Экадаши будут свежие фрукты и овощные салаты. В день поста происходит мощный процесс очищения, и не рекомендуется излишне нагружать организм тяжёлой пищей. Фрукты — самая лёгкая пища для питания нашего тела, а овощи имеют функцию очищения, и их употребление будет способствовать процессу очистки организма от шлаков и токсинов. Овощные салаты можно заправлять маслами холодного отжима. Существует мнение, что растительные масла сами по себе не усваиваются, но расщепляют слизь в организме и способствуют её выведению. Поэтому если есть намерение получить максимальный очистительный эффект, рекомендуется употреблять овощные салаты в этот день. В любом случае, всё сугубо индивидуально и рацион для Экадаши каждый для себя должен выбрать сам, принимая во внимание общие рекомендации, но делая поправку на своё здоровье, режим дня, образ жизни и вкусовые предпочтения.

источник