Перевозка овощей и фруктов, как и других скоропортящихся грузов, требует от логистов и экспедиторов бережного обращения к товару. Существует ряд обязательных правил, несоблюдение которых гарантированно приведёт к порче продукции. О них мы сегодня Вам и расскажем.
От условий транспортировки овощей и фруктов зависит многое – от взаимоотношений между поставщиком и торговой сетью, до конечной стоимости продуктов для потребителя. Поэтому транспортные компании предпринимают целый ряд мер, позволяющих сохранить свежесть, аромат и приятный вкус плодов. Мы же с вами поделимся их секретами – расскажем на каком транспорте производится перевозка овощей и фруктов, почему некоторые из них не кладут друг с другом и какие нюансы могут сыграть с перевозчиком злую шутку.
Самым важным условием сохранности овощей и фруктов является соблюдение температурного режима во время их перевозки. Поэтому для транспортировки используются специальные рефрижераторы с возможностью регулировки температуры в кузове. Чтобы холодный воздух равномерно обволакивал все части скоропортящегося груза, коробки устанавливаются на специальные подставки, а сверху оставляется вентиляционный промежуток в 30–50 см. Кроме того, между двумя-тремя рядами коробок оставляются 5-сантиметровые зазоры.
Ещё одной задачей водителя-экспедитора является защита товара от ударов. Для этого специалисты, занимающиеся разработкой логистики фруктов и овощей, устанавливают ограничение скоростного режима. Для магистралей регионального значения оно составляет 60 км/ч, а на федеральных трассах можно ехать со скоростью до 90 км/ч. А также в процессе планирования маршрута избегаются участки со сложными дорожными условиями либо устанавливаются дополнительные ограничения скорости при их пересечении.
При выборе тары для перевозки овощей учитываются два требования – экологическая безопасность упаковки, а также её способность препятствовать трению плодов и смягчать удары при толчках. Чаще всего для этих целей используется полиэтилен или специальная бумага. Некоторые виды овощей перевозятся в коробках, наполненных стружкой. Но также продолжительность хранения зависит от правильности укладки плодов: внизу должны располагаться самые твёрдые, а сверху – те, что помягче.
Температура перевозки овощей и фруктов и скоростной режим фиксируются специальными устройствами – термографом и тахографом. Покупатель всегда может потребовать эти данные у транспортной компании, чтобы убедиться в том, что свежий вид продуктов соответствует их реальному состоянию. Некоторые перевозчики дополнительно предоставляют спутниковую карту движения, показывающую, по каким трассам ехал автомобиль.
Плоды выделяют этилен, который является ещё одним важным фактором, влияющим на сроки хранения продуктов. Дело в том, что различные культуры характеризуются разной интенсивностью выделения этого газа. Поэтому далеко не все овощи и фрукты можно хранить в одной ёмкости.
Этилен активизирует дозревание плодов. Поэтому расположение интенсивно выделяющих этот газ фруктов и овощей рядом с созревшими недопустимо. В противном случае товар уже по прибытии может быть испорчен или как минимум запустится механизм саморазгона, из-за чего плоды быстро перезреют и начнут гнить.
Однако в целях экономической целесообразности «опасные» культуры часто приходится грузить в один рефрижератор с потенциальными жертвами – не гонять же транспорт два раза в одно и то же место. В таких случаях активно выделяющие этилен овощи и фрукты грузятся в самый конец кузова, а те, что подвержены воздействию газа – в начало. Таким образом можно продлить совместное пребывание несовместимых товаров до двух суток.
Овощная и фруктовая логистика должна учитывать все факторы риска. Поэтому, кроме уровня выделения этилена различными группами товаров, перевозчики обращают внимание на их запах и особенности обработки химическими веществами. Такие культуры, как чеснок, цитрусовые, лук и картофель выделяют резкий запах, который легко может передаться тем же бананам. Покупателю вряд ли понравятся африканские плоды со вкусом чеснока. Поэтому овощи и фрукты было решено разделить по совместимости на семь групп.
Культуры | Допустимый режим хранения | Дополнительная информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Абрикос, свёкла, апельсин, гранат, пастернак, грейпфрут, груша, нектарин, вишня, персик, слива, яблоко и др. | Температура – 0–2 °C Влажность воздуха – 95–100%; Плоды активно выделяют этилен. Цитрусовые часто обрабатываются дифенилом (бифенил) и передают запах другим продуктам. Киви, шпинат, зелёный горох, брокколи, спаржа, кукуруза, ревень, зелёный лук, эндивий, петрушка и др. Влажность воздуха – 95–100%; Плоды проявляют высокую чувствительность к этилену. Для продления срока хранения поверхность плодов можно охлаждать льдом. Влажность воздуха – 65–75%; Плоды плохо переносят воздействие влажной среды. Мандарин, клюква, лимон, канталупа Влажность воздуха – 90–95%; Лимон и мандарин часто обрабатываются дифенилом (бифенил) и передают запах другим продуктам. Для продления срока хранения поверхность плодов можно охлаждать льдом. Поздний картофель, сладкий перец, баклажаны, огурцы Влажность воздуха – 85–90%; Плоды проявляют высокую чувствительность к этилену и воздействию низких температур. Авокадо, тыква, манго, банан, лайм, дыня, ранний картофель Влажность воздуха – 85–90%; Плоды активно выделяют этилен и чувствительны к воздействию низких температур. Влажность воздуха – 85–90%; Плоды проявляют высокую чувствительность к этилену. Кроме температурной таблицы, при транспортировке овощей и фруктов учитывается возможность возникновения нежелательных химических реакций на средства дополнительной обработки. Некоторые химические вещества способствуют активной газификации, поэтому перед покупкой плодов необходимо получить достоверную информацию о способах их обработки. Бывает так, что при перевозке фруктов и овощей экспедиторы не учитывают часть правил. Особенно это касается температурного режима – не особо грамотные перевозчики считают, чем ниже температура, тем лучше. Иногда это не особо влияет на качество товара, а порой приводит к быстрой порче плодов. Сразу скажем, что повреждение возникает в любом случае, если температура в рефрижераторе опустилась ниже допустимых значений. Продолжительность хранения продукции в этом случае будет зависеть от его степени. По этому параметру культуры делятся на три категории:
Плоды из первой категории могут храниться при пониженной температуре до нескольких недель. Поэтому во время кратковременной перевозки они не подвергаются серьёзному воздействию, даже если температура воздуха опустится на 2–3 °C ниже допустимого уровня. Транспортировка овощей и фруктов средней чувствительности при нарушении температурного режима не должна длиться более 2–3 дней. Что же касается культур с высокой чувствительности к холоду, то они начнут портиться уже после нескольких часов. К ним в основном относятся плоды манго, ананаса, цукини и других тропических фруктов. Как видите, перевозка фруктово-овощных культур – довольно сложное мероприятие, требующее наличия определённых навыков и опыта. Поэтому торговые сети и супермаркеты тщательно подбирают поставщиков, придерживающихся всех правил хранения, ведь от этого зависит их прибыль. источник Для достижения в изотермическом фургоне температуры 0C при внешней температуре +30С фургон должен обладать средней теплопроводностью стенок не хуже 0.85 Вт/м2*град., что обычно обеспечивается при толщине теплоизоляции не менее 50 мм. Для достижения температуры -20С — не хуже 0.6 Вт/м2*град., что обеспечивается при толщине теплоизоляции не менее 80 мм. Рекомендуемые температуры для транспортировки продуктов Продукты растительного происхождения
Продукты животного происхождения
Продукты переработки
Живые растения Перевозка медикаментов Медикаменты (медицинские препараты, вакцины, ветеринарные препараты и др.) – еще один очень востребованный вид продукции, перевозимый рефрижераторным транспортом. Основная часть препаратов состоит из биофармацевтических веществ, при перевозке которых нужно соблюдать температурный интервал от +2 до +8 ºС, оптимальной же считается температура +5 ºС. От соблюдения температурного режима зависит безопасность потребителей, поэтому требования температуры должны соблюдаться безукоризненно. Для фармацевтических компаний крайне важно соблюдение правильной температуры, в том числе из-за высокой стоимости перевозимых медицинских препаратов (например, стоимость медикаментов, помещающихся в еврофуру, может достигать несколько десятков миллионов рублей), поэтому фармкомпании требуют от перевозчика наличие терморегистраторов. Терморегистратор – это устройство, устанавливаемое на транспортное средство, которое дает возможность в режиме реального времени отслеживать состояние температуры в кузове грузового автомобиля. Такая мера позволяет быстро реагировать на нежелательные изменения температуры и оперативно принимать решения. источник Перевозка овощей и фруктов относится к категории перевозок скоропортящихся грузов. Неправильное или небрежное обращение с фруктами и овощами во время хранения и транспортировки может привести к порче груза и излишним потерям. Порча вследствие неосторожного обращения обычно случается из-за неверного уровня температуры или влажности во время транспортировки или хранения. Это может также произойти, когда продукция, которая должна храниться отдельно, ошибочно складируется вместе с другим грузом. Особое внимание при перевозке фруктов и овощей стоит уделить соответствию транспорта для перевозки. Регулируемая среда хранения и транспортировки фруктов и овощей. Обычный атмосферный воздух состоит на 21% из кислорода, 0,03% — из углекислого газа и на 79% — из азота. В таких условиях продукты имеют неограниченный доступ к объему кислорода, необходимого для респирации и, также, неограниченную возможность вырабатывать углекислый газ. Один из методов по снижению уровня респирации, чтобы продлить срок годности продуктов, заключается в изменении состава воздуха в окружающей атмосфере, или же в сокращении содержания кислорода, или же в увеличении содержания азота, или же в совмещении обоих методов. Таким образом, продукты подвергают частичному «удушению», в результате чего снижается уровень респирации. Терминология : Регулируемый состав воздуха (РСВ) /МА/ Сам по себе продукт создает регулируемый состав воздуха, т.е. внутри упаковки или на складах, в транспорте, где не контролируется углекислый газ. Искусственный климат (регулируемая среда) (РС) /СА/ Атмосфера регулируется до определенного нужного состава. Ее можно приспособить, если необходимо. В связи с РС используются следующие термины: МСК (малое содержание кислорода) когда уровень кислорода снижен приблизительно до уровня 2%. УМСК (ультра-малое содержание кислорода): когда уровень кислорода ниже уровня 2%. Изменение состава атмосферы необходимо для снижения уровня респирации продуктами. Важно, чтобы эти изменения действительно превышали заранее установленные лимиты для продуктов. Слишком малая концентрация кислорода приведет к «удушью» продуктов; слишком высокое содержание углекислого газа также приведет к «удушью», так как продукты не смогут выделять углекислый газ. Существует очень большой риск для большинства продуктов, которые были помещены в условия концентрации кислорода ниже 1%, и уровня углекислого газа выше 10% при любом отрезке времени. Рекомендуемое сочетание для многих фруктов это 3% кислорода и приблизительно 3% углекислого газа. Интенсивные исследования методов регулируемой среды продолжаются, и определенный выбор для каждого продукта все еще под вопросом, но нынешние установленные условия РС следующие: экстенсивное: Яблоки, Груши, Белокочанная капуста, Авокадо, Косочковые увеличивающееся: Спаржа, Брюссельская капуста, Пекинская капуста, Кукуруза сладкая, Киви, Лук-порей, Салат латук, Манго, Горох, Ананас, Брокколи малые количества: Цитрусовые, Виноград , Папайя. источник Транспортировка свежих овощей и фруктов относится к категории перевозки скоропортящихся грузов и осуществляется по установленным правилам. Соблюдение правил позволяет перевозить груз на дальние расстояния с минимальными потерями. Продукция впитывает запахи, поэтому необходимо исключить их наличие в грузовом отсеке. Длительная транспортировка (более 6 часов) должна осуществляется специально оборудованным автотранспортом. Для поддержания температурного режима при перевозке фруктов и овощей используют рефрижераторные контейнеры. Во время подачи транспорта на загрузку температура в кузове должна быть ниже предельно допустимой. Система работает на поддержание тепла в холодное время и на охлаждение летом. Согласно таблице температур для перевозки овощей и фруктов «рефом», средний показатель находится на отметке +6ºС. Рефрижератор должен быть исправен, кузов – санитарно обработан. Выбор транспортного средства зависит от температурных условий окружающей среды, вида продукции. Правила перевозки овощей и фруктов автомобилем соответствуют условиям транспортировки скоропортящихся грузов. Черешню и вишню допустимо перевозить в герметичной упаковке. Картофель доставляют россыпью, в мешках или ящиках. Мандарины перевозят при температуре 8-12°C, огурцы – 5-10°C, бурые помидоры – 8-15°C, зрелые – 4-8°C. Для груза составляют инструкцию. Требуется сопоставить срок хранения и длительность перевозки овощей и фруктов в рефрижераторе, соблюдать правила доставки. Грузоотправитель должен знать максимальный срок автоперевозки продуктов, обеспечить оперативную приемку в пункте назначения. При погрузке нужно следить, чтобы верхний слой не давил на нижний – между ними должно быть пространство для вентиляции. Чтобы не повредить товар при использовании погрузчика, применяют надувные подушки с резиновым уплотнителем внутри. Упаковка овощей и фруктов должна соответствовать правилам перевозки в контейнерах. Свободное пространство между упаковками уплотняют пенопластом, гофрокартоном или надувными элементами. При правильном размещении двери модульного блока свободно открываются, на груз не оказывается давление. Продукция должна иметь товарный вид, быть оптимальной зрелости и размера в соответствии с ГОСТом. Вялые, перезревшие и нестандартные продукты не допускаются к транспортировке. Продукцию упаковывают в специальную тару, лучшим решением является индивидуальная упаковка, которая обеспечивает сохранность каждого плода. Если индивидуальной упаковки нет, товар укладывают ниже верхнего уровня тары, чтобы не допустить механических повреждений. Правила и особенности перевозки фруктов, ягод и овощей по России:
В настоящее время многие сетевые магазины проверяют соответствие температуры перевозимого груза действующим нормам. Это способствует большей ответственности перевозчиков. По всем вопросам и обращайтесь по телефонам, указанным ниже, или закажите бесплатный звонок источник Технология хранения скоропортящихся продуктов во многом определяет и технологию перевозок. Непрерывность холодильной цепи требует соблюдения одинаковых условий как на стационарных холодильниках, так и на холодильном транспорте. Обработка продуктов определяет подготовку транспортных средств. Неблагоприятные условия хранения продуктов на стационарных холодильниках затрудняют перевозки, сокращают предельный срок транспортирования. Мясо и мясопродукты . Переохлажденное мясо укладывают вдоль кузова на напольные решетки плотными штабелями в клетку. Основную часть и мяса, и мясных продуктов перевозят в мороженом состоянии. Мясо укладывают в кузов плотным штабелем, что позволяет лучше аккумулировать холод и уменьшает усушку. Мясо разных категорий упитанности загружают в кузов раздельно. Сроки его перевозки зависят от типа рефрежератора, времени года и составляют в среднем 5 — 20 сут для мороженого, 3 — 12 для охлажденного. Совместная перевозка охлажденного и замороженного мяса не рекомендуется, допускается лишь кратковременная перевозка при температуре 0— 1 °С. Рыба и рыбопродукты . Охлажденную (пресной или морской водой, льдом) рыбу перевозят в ящиках или ящиках-клетках, сухотарных бочках, которые укладывают в автомобильные кузова плотными и правильными рядами. Сохранность ее обеспечивается за счет непрерывного таяния льда, слоями переложенного с рыбой. Чаще осуществляют перевозки мороженой рыбы. Рыбу сухой заморозки перевозят в картонных коробах или деревянных ящиках, замороженную мокрым способом перевозят в не пропускающих рассол специальных контейнерах, противнях. Температура перевозки не выше -18 °С для рыбы сухой заморозки, -12 °С — мокрой заморозки, при льдосолевом и естественном способах заморозки —не выше -6 °С. Сельдь, рыбу особо жирную и пряных посолов, маринованную перевозят в заливных бочках, тощую и средней жирности — в сухотарных бочках или деревянных ящиках.Вяленую рыбу упаковывают в ящики с отверстиями для вентиляции, драночные короба, плетеные корзины, рогожные кули, мешки, сухотарные бочки. Рыбу в мягкой и жесткой таре укладывают в кузов в несколько рядов, прокладывая рейками, в шахматном порядке, оставляя между рядами зазоры для циркуляции воздуха. Рыбу горячего копчения принимают к перевозке только замороженной, доставляется она рефрижераторным автомобильным транспортом. Рыбу холодного копчения перевозят упакованной в деревянные и картонные ящики, короба, корзины, сухотарные бочки при температуре от 0 до 5 0С. Икру перевозят в ящиках(баночная) и бочках (бочковая) в рефрижераторных автомобилях. Плодоовощные товары и картофель . Условия транспортировки плодов и овощей зависят от ряда факторов: их способности сохраняться, условий выращивания, степени зрелости и т.д. Для успешной перевозки плодов и овощей они должны быть тщательно упакованы в соответствующую тару. Наилучшая укладка плодов и овощей в тару такая, при которой они не соприкасаются друг с другом. Для этого используют различные упаковочные материалы: полиэтиленовую пленку, древесную стружку, бумагу и т.д. Установку в кузова тары осуществляют так, чтобы каждое грузовое место обдувалось потоком воздуха. Каждое место укрепляют для предотвращения механических повреждений плодов и овощей. Требуется поддержание постоянных температуры и влажности. Предельные сроки перевозки свежих плодов и овощей зависят от вида транспорта, вида продукции, периода года и составляют, например, для летних яблок в изотермических кузовах 20 сут, летних груш 12, сливы 16, земляники 3, капусты 15 — 18, картофеля раннего 14, позднего 20 сут и т.д. Молоко и молочные продукты . Из-за краткого срока хранения этих продуктов перевозка их должна быть четко организована. Наибольшую часть молока перевозят в специальных цистернах. Сливочное масло перевозят в ящиках и бочках, топленое — в бочках. В зависимости от температуры транспортировки масло укладывают плотно (при температуре не выше -20 °С), вертикальным или шахматным способом. Сыры упаковывают в дощатые ящики и деревянные барабаны. Крупные сыры можно перевозить без тары на стеллажах. Температуру поддерживают от 0 до 5 °С. Не ограничивают сроки доставки в изотермических кузовах сливочного масла, сыров; для молока этот срок не больше 3 сут, творожных сырков 2 сут. Температура, поддерживаемая при перевозке продуктов автомобильным транспортом, °С
|