Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы — «проспал»;
- два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
- корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
Слово “огурец” происходит от древне-русского “огурецъ”, которое в свою очередь имеет греческие корни. Греческое слово “ogouros” переводится как “огород”. то есть, если следовать логике, огород, это как раз то место, где растет огурец.
Какой способ образования: Бессуфиксальный .
Слово «огурец» содержит следующие морфемы или части:
- Приставка: —
- Корень слова: ОГУРЕЦ
- Суффикс: —
- Окончание: нулевое
Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 69% ответили правильно)
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
Дмитрий Мантуров 230
- 2.
Роман Гончаренко 223
- 3.
Анатолий Антипов 211
- 4.
Сулейман Гурдов 119
- 5.
Borovikov Vladimir 90
- 6.
Даниил 87
- 7.
антон воевод 87
- 8.
Кира Франк 84
- 9.
Андрей Ревякин 79
- 10.
Дария Баринова 79
- 1.
Дарья Барановская 6,948
- 2.
Ramzan Ramzan 6,424
- 3.
Елизавета Анчербак 5,070
- 4.
Администратор 4,987
- 5.
Денис Христофоров 4,975
- 6.
Iren Guseva 4,925
- 7.
Даниил Юраков 4,820
- 8.
Алексей 4,541
- 9.
Сергей Ефремов 4,393
- 10.
Анастасия Гудяева 4,368
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное
слово.
правый берег речки крут. Стрижи свили там гнёзда.
ПОМОГИТЕ НЕ МОГУ НАЙТИ ТАКИЕ СЛОВА.
изменив форму слова
минута,садовый,дома,герои,
беседа,листы,тропа,ночной,
рисовать,гнездо,тяжёлый,конфета.
окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова трамвай; В) безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова земля; Г) безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова журавль Объясни свой выбор. Я выбрал это утверждение, потому что __________________________ __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
зударные окончания сущ. 1 склонения можно проверить окончанием слова деревня.
3) Безударные окончания сущ. 2 склонения можно проверить окончанием слова слон.
4) Безударные окончания сущ. 3 склонения можно проверить окончанием слова календарь.
существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова деревня.В) безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова слон.Г) безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова календарь.
помощью слов:кто?что?нет?есть?дам?любуюсь? тюлень и сирень вместо последних двух букв в каждом из них были показаны звуки, и нулевые окончания.
1)В повести 2) В песне 3) В сказке 4) в басне.
2.Правильно названы признаки существительного радио.
1)ср.р., 2 скл. 2) ср.р., нескл. 3) м.р., 2 скл. 4) м.р., нескл.
3.Найди «лишнее» слово: 1) шампунь 2) вуаль 3) трость 4) ладонь.
4. В русском языке правописание букв безударных гласных проверяется ударением. Прежде всего, это правописание букв безударных гласных в корне, когда можно подобрать . . . Например: объ_снить ( . ).
Также можно проверять написание букв безударных гласных в приставках. Для этого нужно подобрать слово . . Например, пр_гулять (. ) . Хотя часто приставку просто запоминают.
Для правописания букв безударных гласных в падежных окончаниях существительных нужно использовать . . Например, в птичьей ста_ (. ) .
Установи нужный порядок действий (алгоритм) для написания безударных падежных окончаний существительных.
а) Поставь слово-помощник в ту же форму, выделить окончание.
б) Подобрать слово- помощник того же склонения.
в) Написать в существительном то же окончание, что в слове помощник.
г) Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.
1) _____________ 2)___________ 3)___________ 4)___________