Какое слово лишнее яблоко груша огурец

Количество игроков: любое
Дополнительно: серии слов
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Маленький
Злой
Огурец
Хлеб
Лето
Сумка
Шапка
Метла
Земляника
Книга

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
Дайте каждому участнику игры карандаш и листок бумаги. Требуется написать двадцать слов (имен существительных нарицательных) , в состав которых входит гласная буква «А», многократно повторяемая; других гласных нет. Таковы, например, слова: «стакан», «карандаш», «саламандра» и т. п. В первом из них буква «А» встречается дважды, во втором — три раза, а в третьем — четыре раза. В интересах играющего подбирать такие слова, в которых буква «А» повторяется возможно большее количество раз. Читать далее @title

Количество игроков: не менее трех (один ведущий и двое отгадывающих)
Дополнительно: нет
Ведущий загадывает слово, называет его первую букву (слово должно быть существительным в ед.ч., именительном падеже). В процессе тура отгадывания данного слова все определения должны касаться слов, начинающихся на указанную букву (или, в дальнейшем, указанную последовательность букв).
Участники задают ведущему вопросы-определения. Ведущий должен придумать слово, которое подходит под определение, и ответить: «нет, это не … (указывает подразумевавшийся участником термин)», или, если определение однозначно описывает загаданное слово, «да, это (загаданное слово)». Читать далее @title

Количество игроков: любое
Дополнительно: книги со стихами
Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).
Читайте ребенку стихотворения не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.
Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Нам очень нравится эта игра, иногда мне кажется, что ребенок придумывает более удачное название.

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 объекта одинаковые по сути, но разными по исполнению
Берем два объекта одинаковые по сути, но разными по исполнению. Например, игрушечного клоуна и клоуна, нарисованного на бумаге. Можно познакомить одного клоуна с другим. «Привет! Я тоже клоун, меня зовут. а тебя? Смотри, мы с тобой похожи, только у тебя красненькая шапочка, а у меня синенькая; у тебя бантик в горошек, а у меня в клеточку. «.
То есть развиваются не только аналитическое мышление, но и речь, коммуникативные навыки.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра поможет вам быстро определить назначение каких предметов, или допустим, частей тела ребенок еще не знает. А значит есть повод рассказать ему о них.
Спросите малыша, какую «работу» делают наши глазки, уши, нос, руки и т.д. Сначала приведите ребенку несколько примеров, чтобы он понял принцип.
Можно спросить о назначении любых предметов в комнате или на улице (какая работа у утюга, у холодильника, у автомобиля и т.д.)

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?
Маленькие примеры:
«Шерсть у нашей кошки очень….» ;
«Ночью на улице очень…»;
«У людей есть руки, для того чтобы …».;
«Я заболел потому, что …».;

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок.
Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории «колючих вещей». Читать далее @title

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет фразы, а игроки должны определить среди них ошибочные. Можно просто отвечать «верю» или «не верю» (верно — неверно). Можно договориться, что если фраза верная, то игроки прыгают, а если неверная, то приседают.
Самый простой вариант просто на знания:
Эта ручка синяя
У людей три глаза
Вода мокрая
Два плюс два равно три
А теперь пробуем включить логику:
Все кубики красные
Некоторые карандаши сломаны
Все птицы летают
Зимой постоянно идет снег
Читать далее @title

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ребенку задается вопрос о том, как узнать (по каким признакам) о каком-то событии, явлении, а он пытается предложить варианты. Затем можно поменяться ролями. Вопросы можно задавать и простые и сложные. Даже если ребенок не знает ответа, пусть фантазирует.
— Как узнать есть ли на улице ветер?
— Как узнать утро сейчас или вечер, если на улице темно?
— Как узнать какой подарок спрятан в коробке?
— Как узнать чайник холодный или горячий?
— Как узнать какое блюдо готовит папа?
Читать далее @title

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка, лист бумаги
Игра для развития зрительной памяти и пространственного мышления
Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Читать далее @title

источник

Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди существительных.

Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.

Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, осень, лето.

Мама, подруга, пап, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имён прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, слушал, ринулся, накинулся.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибыл, убежал, прикатился.

Пришёл, пожаловал, смотрел, явился.

Выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.

Подбежал, вошёл, подошёл.

Разложи картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинки «овца»); стол, деревянные грабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья». У каждого ребёнка по 1-2 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной их 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковёр).

Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).

Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож).

Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).

Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).

Шапка – голова, сапог – (щётка, мальчик, нога).

Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).

Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка, шуруп, доска).

Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).

Кошка – котёнок, курица – (утка, петух, цыплёнок).

Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).

Курица – петух, кошка – (котёнок, кот, молоко).

Машина – шофёр, самолёт – (машинист, лётчик, небо).

Чтение – буква, счёт – (задача, число, вопрос).

Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Салат, крапива, морковь.

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свёкла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Послушайте слова. Какие из них обозначают домашних животных?

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, телёнок, лось, медведь.

Осёл, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолёт, скамейка.

Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

9. Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды):

Электричество – выключатель, вода – …

Гвоздь – молоток, шуруп – …

Хорошо – лучше, медленно – …

Школа – обучение, больница – …

Пальто – пуговица, ботинок – …

Человек – ребёнок, собака – …

Птица – гнездо, человек – …

Птица – яйцо, растение – …

Слова для справок: отвёртка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелёк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

10. Где и для чего можно применить предмет, который я назову:

Например, КНОПКА: 1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленькую окружность (круг);

5) положить на стол и т.д.

Гвоздь – …, ботинок – …, помидор – …, шнурок – …, одеяло – ….

Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Игра «Назови части».

Возможны два варианта:

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: КОТ – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — …, дом — …, дерево — ….

Отгадай предмет по названиям его частей.

Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крыша, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Объясни, что общее у предметов.

У двух предметов: огурец, помидор – (овощи);

ромашка, тюльпан – (цветы);

слон, муравей – (животные).

У трёх предметов: мяч, солнце, шар;

Угадай обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?

Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Я высокий, тонкий, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Выбрать из трёх слов два слова – «неприятеля».

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, чёрный.

Давать, продавать, брать.

Тяжёлый, длинный, лёгкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать.

Хороший, светлый, плохой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Логико-лексические упражнения для работы с детьми-логопатами старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Задание 1. Что это? (игрушка, игра, принадлежность). Кукла, мяч, коньки, санки, снежки, ловитки, кошки-мышки, машина, кубики, шашки, лото, барабан, шарик, жмурки.

Задание 2. Правильно ли это?

Образец: Кукла — игрушка, а жмурки — игра.

Ответ: Да, правильно. Или: Да. Кукла — игрушка, а жмурки — игра.

Мяч — игрушка, а футбол — игра. Ловитки — игра, а кубик — игрушка. Лото — игра, а мяч — игрушка.

Задание 3. Распределите слова на следующие группы: игры и игрушки.

Зайка, мишка, прятки, футбол, хоккей, мяч, лото, кошки-мышки, матрёшка, Ванька-встанька.

Задание 4. Какое слово лишнее? (по значению)

Образец: Пенал, ручка, мел, портфель, рубашка.

Ответ: Лишнее слово — рубашка. Рубашка — одежда, остальные слова — учебные

Вова, Галя, Петя, Коля, Серёжа. Ручка, перо, тетрадь, мяч, пенал. Кукла, коньки, барабан, скакалка, жмурки. Футбол, шашки, ловитки, зайчик, теннис.

Задание 5. Что обозначают эти слова? Подберите к ним другие примеры.

Образец: Бабушка, сестра, папа.

Ответ: Эти слова обозначают семью (родственников). Или: Это семья. Это родня.

В о п р о с: Какие ещё слова по теме «Семья» вы знаете? Назовите их.

Ответ: Брат, внук, дедушка и т. д.

Аня, Толя, Костя, Оля, Георгина. Кулешов, Шатохин, Сухарева, Иванов. Мальчик, девочка, ученик, ученица, первоклассник. Кукла, мяч, флажок, кубик, машинка. Прятки, шашки, теннис, футбол. Шкаф, стол, стул, доска, парта. Портфель, пенал, учебник, тетрадь.

Задание 6. Какое слово лишнее (по количеству)?

Образец: Мяч, кукла, шары.

Ответ: Лишнее слово — шары. Мяч — один, кукла — одна, а шаров — много.

Октябрёнок, пионер, дети, школьник, ученик. Карандаш, резинка, линейка, тетради. Учительница, ребёнок, ученики, учитель. Столы, парты, доска, стулья, игрушки. Кукла, платье, бантик, туфли.

Задание 1. Кто это? Что это?

Малышка, бантик, туфли, носки, куртка, колготки, ребёнок, ученик, расчёска, голова, шапочка, девочка, юноша, ботинки, гольфики, шорты, юбка, босоножки, сапоги, продавец.

Задание 2. Чьи это вещи?,(девочки или мальчика).

Платье, платок, шуба, пальто, босоножки, юбка, ленты, кофта, брюки, фуражка, шарф, носки, ботинки, плащ, куртка.

Задание 3. Что надевают, а что обувают?

Обувь, сандалии, пальто, рубашка, ботинки, тапочки, рукавицы, носки, валенки, чулки, колготки, шуба, туфли, брюки, куртка, платье, шапочка, одежда, сапоги, босоножки, унтайки,

Задание 4. Назовите летнюю одежду и обувь, а потом зимнюю (осенне-весеннюю).

Задание 5. Распределите слова на группы: одежда, обувь, головные уборы, белье.

Простыня, полотенце, наволочка, шляпа, фуражка, сарафан, фартук, платок, шапочка, майка, тапочки, туфли, галоши, боты.

Задание 6. Какое слово лишнее (одежда или обувь)?

Платье, носки, трусы, туфли, майка. Пальто, шуба, валенки, костюм, свитер. Шарф, костюм, свитер, тапочки, майка. Боты, валенки, сапоги, шляпа, туфли. Майка, трусики, плавки, рубашка, бантик.

Задание 7. Что тяжелее? Что легче?

Яблоко или арбуз, пальто или платье, сапоги или носки, редиска или огурец, платок или лента, помидор или дыня.

Задание 8. Что короче? Что длиннее?

Платье или кофта, носки или чулки, куртка или пальто, брюки или трусы, пиджак или шуба.

Задание 1. Кто это? Что это?

Шофёр, сирень, мак, капуста, морковь, садовник, овощевод, груши, сливы, дедушка, внук, хлеб, сыр, акация, дуб, тарелка, ваза.

Слова для справок: цветы, овощи, фрукты, деревья, члены семьи, профессия, продукты, посуда;

Задание 2. Что это такое?

Образец: Что такое тыква и огурцы? Тыква и огурцы — это овощи. Они растут в (на) огороде.

Парта и доска. Учебник и тетрадь. Кружка и чашка. Хлеб и соль. Кукла и шарик.

Задание 3. Что растет в огороде? Кто там работает?

Задание 4. Кто работает в саду? Что там растёт? Перечислите.

Задание 5. Распределите слова на группы: фрукты и овощи.

Груши, яблоки, морковь, картофель, фасоль, абрикосы, вишня, черешня, лук, чеснок, айва, горох, перец.

Задание 6. Распределите слова на группы: фруктовые деревья, цветы, овощи. Какие слова лишние?

Акация, сирень, роза, тюльпан, яблоня, вишня, тыква, огурец, груша, дуб, гриб, фиалки, ландыши, редиска, чеснок.

СЕЛО. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Задание 1. Кто это? Что это?

Букварь и пенал; мама и сестра; колбаса и мясо; сирень и ландыш; лук и редиска; ботинки и тапочки; яблоки и абрикосы; сахар и соль; плащ и пальто; скворец и соловей; овца и баран; гусь и утка; кошка и собака; дуб и акация; пчела и муха; автобус и поезд; голова и рука; ферма и коровник. Слова для справок: цветы, овощи, обувь, пищевые продукты, одежда, учебные принадлежности, фрукты, птицы, животные, деревья, насекомые, транспорт, помещение для животных, ‘ части тела, члены семьи.

Утка-домашняя птица, а скворец? Лев — дикий зверь, а лошадь? Ученик — мальчик, а ученица? Ученица — она, а ученицы? Ромашка — цветок, а дуб?

Задание 3. Перечислите домашних животных, которых вы знаете?

Задание 4. Перечислите домашних птиц, которых вы знаете. Чем кормят птиц? Где птицы обитают?

Задание 5. Распределите слова на группы: домашние животные, домашние птицы.

Лошадь, курица, телёнок, баран, гусь, утёнок, корова, ягнёнок, козлёнок, цыплёнок, щенок, овца, индюк.

Задание 6. Распределите слова на две группы — животные и растения.

Собака, сосна, конь, ель, коза, роза, свинья, камыш, овчарка, верблюд, жасмин, дуб, бук, осёл. Составьте с ними предложения.

Задание 7. Распределите слова на две группы: помещение для людей и помещение для животных.

Ферма, коровник, гостиница, театр, курятник, конура, дом, палатка, сарай, кинотеатр, дворец, телятник, конюшня.

Задание 8. Распределите слова на пассажирский транспорт и сельскохозяйственные машины.

Автомобиль, комбайн, троллейбус; автобус, хлопкоуборочная машина, сеялка; трамвай, такси, трактор.

Задание 9. Какое слово лишнее (по роду и числу)?

Баран, осёл, верблюд, козёл, лошадь. Корова, овца, осёл, свинья, коза. Овца, осёл, верблюд, гусь.

Телёнок, козлёнок, цыплята, ягнёнок. Гусь, индюк, бараны, петух. Телята, козлята, цыплята, гуси, баран.

Задание 10. Кто больше? Кто меньше?

Лошадь или овца, овца или ягнёнок, ягнёнок или цыплёнок, телёнок или верблюд, осёл или верблюд, верблюд или слон, петух или гусь, гусь или индюк, индюк или баран.

Задание 11. Кто как голос подаёт?

Кто лает? Кто мяукает? Кто рычит? Кто говорит? Кто ржёт? Кто мычит? Кто кукарекает? Кто гогочет? Кто чирикает? Кто блеет? Кто кудахчет? Кто поёт?

Ягненок, овца, лошадь, конь, петух, гусь, гусыня, собака, щенок, воробей, корова, телёнок, человек, кошка, котёнок, курица, ребёнок, коза, козлёнок, жеребёнок, соловей.

Задание 12. Кого чем кормят?

Лошадь, овца, гусь, корова, телёнок, цыплёнок; свинья, кролик.

Слова для справок: трава, сено, кукуруза, просо, крошки, молоко, овёс.

Задание 13. Кто что даёт?

Овца и баран, корова и бык, курица и петух, гуси и индюки, утка, лошадь, свинья, кролик.

Слова для справок: жир, сало, мясо, шерсть, кожа, яички, пух, перья, брынза, молоко, творог, сметана, масло сливочное, колбаса, мех.

Задание 14. Кто ухаживает за овцами? (за коровами? за птицами?) Как называют этих людей? Где живут домашние животные и птицы?

ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Задание 1. Распределите слова на две группы: домашние и дикие животные.

Лев, козёл, телёнок, верблюд, слон, тигр, обезьяна, кошка, щенок, вол, лиса, медведь, лошадь, овца, осёл, заяц, кролик.

Задание 2. Распределите слова на две группы: домашние и дикие птицы.

Скворец, воробей, гусь, утка, страус, журавль, курица, индюк, ворона, голубь.

Задание 3. Распределите слива на две группы: звери и птицы. Чайка, лев, ласточка, страус, сова, тигр, медведь, орёл, волк.

Задание 4. Что растёт в лесу? Что в огороде? Грибы, огурцы, ромашка, кусты, трава, фасоль, ель, дуб, редиска, подсолнух, кукуруза.

Задание 5. Кто живёт в лесу? Кто живёт в воде?

Медведь, заяц, ёж, лягушка, змея, рыба, волк, барсук, белка.

Задание 6. Какое слово лишнее(по значению)?

Обезьяна, верблюд, тигр, заяц. (Домашние или дикие животные.) Осёл, корова, кролик, лев.

Сова, журавль, индюк, ласточка, орёл. (Домашние или дикие птицы.)

Поле, пшеница, кукуруза, подсолнух. (То, что растёт в поле.)

Гриб, лес, куст, ель, дуб. (То, что растёт в лесу.)

Образец: Январь — это название месяца. Или: Январь — первый месяц года. Или:

Январь- середина зимы (второй зимний месяц).

Весна, зима, лето, осень, август, апрель, июль, утро, вечер, день, Седьмое ноября, второе октября, понедельник, мороз, сосулька, дождь.

Задание 2. Что это такое?

Осень и зима, час и минута, день и ночь, месяц и неделя, снежки и снеговик, санки и коньки, лед и сосулька.

Слова для справок: зимние забавы, времена года, часть суток, часть года, замерзшая вода.

Задание 3. Перечислите времена года, месяцы по временам года, дни недели, части суток, зимние игры, измерение времени, даты.

Задание 4. Распределите слова на группы: времена года, месяцы, дни недели, части суток.

День, понедельник, весна, апрель, сентябрь, зима, полдень, полночь, воскресенье, осень, вторник, май, вечер, утро.

Задание 5. Распределите слова на группы: природные явления, измерение времени, даты, зимние игры.

1 января, завтра, год,, град, лёд, снежки, коньки, час, минута, 22 апреля, 1 июня, ветер, мороз, сегодня, вчера, понедельник, сентябрь, лыжи, санки.

Задание 6. Какое слово лишнее (по значению) ?

Сутки, день, ночь, сентябрь, утро. Апрель, май, март, июль, весна. Минута, секунда, завтра, час.

12 Июня, 1 Мая, Новый год, 3 марта. Мороз, снег, август, метель, лёд. Воскресенье, вторник, март, среда.

Задание 1. Кто? или Что?

Чашка, стакан, брат, каша, Саша, чайник, мама, кухня, крупа, кошка, капуста, компот, воспитатель, повар, варенье, бублик.

Задание 2. Он? Она? Оно?

Чай, суп, колбаса, пшено, молоко, творог, чашка, ваза, масло, какао, компот, нож, сахар, сахарница, зерно.

Задание 3. Что это? Образец: Чай — это напиток.

Каша, колбаса, сахар, сковородка, кастрюля, чайник, борщ, масло.

Задание 4. Что обозначают эти слова?

Образец: (Стакан, тарелка — посуда, а творог — пища.

Йогурт, суп, хлеб — . а ваза? Борщ, суп, щи -. а компот? Каша, котлета, вареники — . а нож?

Конфеты, пирожные, творог -. а кукла? Картошка, капуста, перец -. а абрикосы?

Чайник, кастрюля, миска — . а хлеб?

Задание 5. Распределите слова на группы: посуда и пища.

Чайник, ведро, сахарница, кружка, хлеб, молоко, сахар, крышка,,ваза, батон, бублик, суп, мороженое.

Задание 6. Какое слово лишнее?

Сыр, брынза, ваза, компот, селёдка. Борщ, котлеты, суп, ложка. Тарелка, чайник, бублик, чай, ваза. Чашки, ножи, вилки, конфеты, вазы. Молоко, какао, нож, пирожок.

Задание 7. Что больше? Что меньше?

Булка или конфета, пирожок или батон, чайник или чайничек, хлеб или хлебец, бублик или калач.

Задание 8. Что выше? Что ниже?

Чайник или чашка, чашка или тарелка, кастрюля или ведро, ваза или вазочка.

Задание 1. Перечислите части тела, части головы, рук и ног.

Задание 2. Распределите слова на следующие группы: части тела, часть головы, часть руки, часть ноги, предметы личной гигиены.

Полотенце, ладонь, пятка, мыло, рука, тело, спина, шея, зубной порошок, щётка, зеркало, голова, лицо, глаз, щека, расчёска, лоб, ногти, палец, мизинец, колено, грудь.

Задание 3. Какое слово лишнее (по количеству)?

Тело, руки, голова, мыло. Косы, ногти, глаза, лицо, уши. Мыло, щётка, ладони, полотенце. Нос, рот, глаза, голова, тело, лицо. Мочалки, паста, щётка, расчёска, голова.

Задание 4. Что больше? Что меньше?

Глаз или лицо; нос или голова; палец или ноготь; таз или тазик; зубная щётка или одёжная щётка.

Задание 5. Что длиннее? Что короче?

Палец или рука; шея или туловище; полотенце или расчёска; косичка или коса; ладонь или палец; нос или носик.

Задание 1. Кто это? Что это?

Образец: Родители — это мама и папа. Диван — мягкая мебель.

Рабочий, агроном, врач, дом, комната, мебель, родственники, учитель, ученик, ребёнок, школьник, радио, телевизор, доярка, пастух, шофёр, стол, диван, мама и папа, солдат, портниха, ковёр, скатерть, подушка, дедушка, бабушка.

Задание 2. Перечислите всех членов семьи, профессии родителей, домашнюю мебель, вещи.

Задание 3. Кто что делает?

Агроном, врач, пастух, доярка, тракторист, овощевод, садовод, шофёр, комбайнер, механик, зоотехник, медсестра, бухгалтер, портниха, продавец, повар, учитель, строитель, птичница, инженер, воспитательница, уборщица.

Задание 4. Где люди работают, а где отдыхают?

Магазин, почта, парк, театр, музей, выставка, ферма, столовая, кинотеатр, цирк, концертный зал, Дом культуры, школа, завод, фабрика,. Дом отдыха, летний лагерь, поликлиника, аптека, библиотека.

Задание 5. Распределите слова на следующие группы: член семьи, профессия.

Ветврач, медсестра, зоотехник, отец, дедушка, внук, инженер, космонавт, бабушка, ученый, преподаватель, сын, дочь, балерина, моряк, военный, прадед, прабабушка, токарь, плотник, племянник, дядя, портной, рабочий.

Задание 6. Распределите слова на группы: взрослые и дети.

Дядя, внук, отец, учитель, пионер, малыш, школьник, завуч, старик, мама, почтальон, солдат, милиционер, сапожник, ребёнок, девочка, родители, лётчик.

Задание 7. Какое слово лишнее (по роду существительных)?

Лётчик, строитель, портниха, рабочий, каменщик, столяр, плотник.

Инженер, доярка, медсестра, клуб. Родитель, дедушка, внук, пастух, отец. Диван, шкаф, этажерка, Дом спорта.

Задание 1. Кто это? Что это?

Ученик, ученица, учитель, девочка, мальчик, букварь, мел, тетрадь.

Образец: Ученик — кто это? Ученик — мальчик (ребёнок, человек). Парта -что это? Парта — мебель.

Паша -девочка, а Коля -. Ученица — девочка, а ученик-. Учитель — мужчина, а учительница-. Девочка — она, а мальчик-. Дочь — девочка, а сын-. Ученик — ребёнок, а ученики- . Первоклассник — школьник, а первоклассники — .

Таня — имя, а Петров — . Букварь — учебник, а учебник -. Пятница — день недели, а октябрь — . Лицо — часть головы, а голова — . Страница — часть книги, а окно — .

Слова для справок: часть тела, фамилия, месяц, книга, часть комнаты, часть книги.

Задание 4. Перечислите учебные принадлежности, классную мебель, имена (фамилии) девочек и мальчиков.

Задание 5. Распределите слова на следующие группы: взрослые и дети.

Мальчик, учительница, ученик, дедушка, внучка, ребёнок, Толик, Мария Ивановна, агроном, доярка, Олечка, школьница, женщина, директор.

Задание 6. Что больше? Что меньше?

Портфель, или книга; книга или пенал; пенал или резинка; книга или книжка; стол или столик.

Задание 7. Что толще? Что тоньше?

Книга или тетрадь; портфель или книга; линейка или книга; тетрадь или пенал.

Задание 8. Что выше? Что ниже?

Парта или стол; стол или стул; доска или потолок; дерево или деревцо; стул или стульчик.

Задание 9. Что короче? Что длиннее?

Доска или картина; линейка или книга; журнал или тетрадь; линейка или карандаш; портфель или пенал; стена или дверь..

Задание 10. Кто что делает?

Учитель, ученик, воспитатель, пионер, ребёнок, дети.

Слова для справок: учится, воспитывает, работает, клянётся, играют, рисует.

Задание 11. Какое слово лишнее? (одушевлённое — неодушевлённое, род и число)

Мальчик, девочка, ученик, листик, ученица. Ученик, школьник, девочка, мальчик, первоклассник. Ученики, мальчик, школьники, дети, ребята.

Используемая литература:

  1. Гагауз Р.С., Емельянова С.И.»Сборник по развитию речи для подготовительных и начальных классов».- Кишинёв: Лумина, 1981.

источник

Апельсин.Потому,что это экзотический фрукт.

Груша,потому что это всё круглое а груша нет

Разберите по составу слова:
1. Шелковистость
2. Ветвистость
3. Мускулистость
4. Морщинистость
5. Мучнистость
6. Ребристость
7. Ворсистость
8. Маслянистость
9. Изворотливость
10. Плечистость
11. Водянистость
12. Размашистость

1.Заседаю,заседаем,заседать. (Тут какое слово лишнее?

приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

А) Приуралье; Б) запоздалый;

В) застенчивый; Г) пренебрегать

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»?

А) Принципиальный; Б) влиятельный;

В) актуальный; Г) грандиозный.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Занявший; Б) начать; В) конченный; Г) досуг.

5. В каком предложении есть деепричастие?

А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун.

Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь.

В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято

верует в животворящий, полный разума русский язык.

Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.

6. В какой строке во всех случаях пропущена буква и?

А) Пр_следование, бл_стеть, обожа_мый, за синеющ_м лесом;

Б) пр_большой, зап_рали, оглуша_мый, перед замёрзш_м озером;

В) пр_задуматься, огурч_к, он дыш_т, над виднеющ_мся лесом;

Г) пр_возмочь, подв_ргать, вид_мый, побывать в оранжер_е.

7. В какой строке во всех словах нужно писать ь?

А) Нареж_те, наотмаш_, пят_сот, в волч_ей стае;

Б) береч_, фонар_щик, роскош_, девят_сот;

В) не переч_те, шалаш_, восем_надцать, заяч_я капуста;

Г) съеш_, фарш_, вскач_, сем_надцать, лебяж_и перья.

8. В каком слове после шипящей пропущена буква о?

А) Ш_пот; Б) ж_лудь; В) ч_порный; Г) ч_тный.

9. В каком слове пропущена две буквы нн?

А) огурцы собра__ы; Б) жаре__ое мясо;

В) ква__ая капуста; Г) замороже__ая рыба.

10. В каком словосочетании тип связи примыкание?

А) отправляется дальше;

Б) отправляется в дорогу;

В) вернуться из школы;

Г) бумага для записей.

11. В каком предложении нужно поставить тире?

А) Волга самая большая река в Европе.

В) В саду растут разные деревья груши сливы яблони.

Г) Но час настал и ты ушла из дому.

12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?

А) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогоняли тёмных дум.

Б) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу, и не изменяя

направления своего пути.

В) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь, или бревно.

Г) Звёзды начали мёркнуть и небо стало заволакиваться тучами.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, что предпринять.

А) 1, 3 Б) 2, 3, 4 В) 4,5 Г) 1,2,3,4,5.

14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

А) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и

Б) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.

В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.

Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.

15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания ?

А) «А как вас величать?» — спросила помещица.

Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они

вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».

В) «Ну хорошо, хорошо!» — засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег».

Г) «Да, — сказал Айваз, — я могу начать работу прямо сейчас».

(1) Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. (2) Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. (3) Это наша-то русская ромашка, ещё недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! (4) Но, попав в природу, люди по-прежнему собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже нежели с ромашками. (5) И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? (6)Поля без ромашек, леса без благоуханных ландышей – пустой, лишённый всякой красоты и аромата, голый мир.

(7) Нет, похоже, все озабочены одним: побольше урвать сегодня, пока ещё цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. (8) Слепая браконьерская жадность владеет душами.

16. Определите часть речи слова подлежащих в предложении 2.

17. Выпишите из текста наречия в сравнительной степени.

18. Из предложений 4-8 выпишите вводное слово.

19. Из 4-го предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

20. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте.

суффиксов и окончания? А) Приуралье; Б) запоздалый; В) застенчивый; Г) пренебрегать 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»? А) Принципиальный; Б) влиятельный; В) актуальный; Г) грандиозный. 4. В каком слове ударение падает на первый слог? А) Занявший; Б) начать; В) конченный; Г) досуг. 5. В каком предложении есть деепричастие? А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун. Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь. В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято верует в животворящий, полный разума русский язык. Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба. 6. В какой строке во всех случаях пропущена буква и? А) Пр_следование, бл_стеть, обожа_мый, за синеющ_м лесом ; Б) пр_большой, зап_рали, оглуша_мый, перед замёрзш_м озером В) пр_задуматься, огурч_к, он дыш_т, над виднеющ_мся лесом; Г) пр_возмочь, подв_ргать, вид_мый, побывать в оранжер_е. 7. В какой строке во всех словах нужно писать ь? А) Нареж_те, наотмаш_, пят_сот, в волч_ей стае; Б) береч_, фонар_щик, роскош_, девят_сот; В) не переч_те, шалаш_, восем_надцать, заяч_я капуста; Г) съеш_, фарш_, вскач_, сем_надцать, лебяж_и перья. 8. В каком слове после шипящей пропущена буква о? А) Ш_пот; Б) ж_лудь; В) ч_порный; Г) ч_тный. 9. В каком слове пропущена две буквы нн? А) огурцы собра__ы; Б) жаре__ое мясо; В) ква__ая капуста; Г) замороже__ая рыба. 10. В каком словосочетании тип связи примыкание? А) отправляется дальше; Б) отправляется в дорогу; В) вернуться из школы; Г) бумага для записей. 11. В каком предложении нужно поставить тире? А) Волга самая большая река в Европе. Б) Снег словно сахар. В) В саду растут разные деревья груши сливы яблони. Г) Но час настал и ты ушла из дому. 12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно? А) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогоняли тёмных дум. Б) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу, и не изменяя направления своего пути. В) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь, или бревно. Г) Звёзды начали мёркнуть и небо стало заволакиваться тучами. 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, что предпринять. А) 1, 3 Б) 2, 3, 4 В) 4,5 Г) 1,2,3,4,5. 14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? А) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море. Б) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе. В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его. Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу. 15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания ? А) «А как вас величать?» — спросила помещица. Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи». В) «Ну хорошо, хорошо!» — засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег». Г) «Да, — сказал Айваз, — я могу начать работу прямо сейчас».

,картофель , свёкла ,капуста ,перец , помидор ,огурец ,баклажан , дыня ,арбуз ; 2) вишня , яблоня , груша , виноград , слива , урюк , абрикос , персик ,банан ,ананас ; 3) малина , клубника , смородина , черника .

-к-?1) собака; 2) сумка; 3) вилка; 4) ямка.А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?1) с…дел с удочкой у реки; рано пос…дел;2) ребенок быстро разв…вается; волосы разв…вались на ветру;3) ог…рчился из-за неудачи; г…ристая местность;4) изм…рять высоту; прим…рять спорщиков.А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?1) ш…лковый; щ…лочка2) и…пугались; ра…будить3) прил…жить, р…стения4) бе…вкусный, р…стения.А5. В каком слове есть суффикс -чик-?1) лучик; 2) мячик; 3) ключик; 4) рубчик.А6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?1) ц..нк, ц…ганочка; 2) дикц…я, ц…ркуль;3) ц…кнуть, падчериц…н; 4) нарц…сс, огурц…А7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) нет мест; 2) много делов; 3) несколько яблок; 4) его тетрадь.А8. В каком случае при образовании и изменении слова не происходит чередования звуков, которое отражается на письме (варианты морфем отсутствуют)?1) иней; 2) бег; 3) чесать; 4) блеск.А9. В каком предложении вместо слова ШЕРСТЯНОЙ нужно употребить ШЕРСТИСТЫЙ?1) Некоторые животные меняют шерстяной покров дважды в год.2) Шерстяная фабрика подготовила к выпуску несколько новых изделий.3) Сегодня холодно, надену шерстяной свитер.4) К зиме лошади стали шерстяными, приходилось чаще их чистить.А10. В каком слове есть чередование согласного в корне?1) супчик; 2) кружок; 3) тортик; 4) коржик.А11. В каком слове суффикс — НИК- обозначает занятие человека?1) подойник; 2) подлокотник, 3) затейник; 4) кофейник.В1. Из данного предложения выпишите слова с чередованием согласных в корне.Белый снег пушистый в воздухе кружится.В2. Из данного предложения выпишите однокоренные слова.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут.В3. Сколько всего грамматических основ в предложениях заданий В1 И В2? Ответ запишите цифрой. С1. Напишите небольшое рассуждение на тему

источник

Выучите с ребёнком названия фруктов и садовых ягод: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас, малина, смородина, крыжовник, клубника, земляника, ежевика и т.д.

Нарисуйте их в тетради или наклейте их изображения, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Поиграйте в игры «Один – много» и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.

Попробуйте придумывать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например: Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

Учите ребёнка образовывать прилагательные от существительных. Учимся отвечать на вопрос: Какой сок делают из яблок? — Яблочный. И т.п.

Поиграйте с ребёнком в игру «Один апельсин, два апельсина, три апельсина … пять апельсинов». ​ Один ананас … . Одна груша… . Один мандарин … . Одно яблоко … .Один лимон … . Одна слива … . Один персик … . Один банан

  1. Повторить с ребёнком названия фруктов и садовых ягод .
  2. Игра «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

* яблоко, груша, картошка, лимон; * морковь, персик, капуста, горох

3. «Подбери признак»

яблоко (какое?) …, груша…, персик…., абрикос…, слива…, лимон

4. Что можно приготовить из:

Яблок, груш, слив, бананов, абрикосов, лимонов.

5. Перечисли как можно больше фруктов которые бывают:

Красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого, желто-красного, желто-зеленого.

яблоко – яблоки – много яблок, (груша, слива, персик, банан, лимон).

Сок из яблок – яблочный, из груш, из слив, из апельсинов, из мандаринов, из бананов, из помидоров.

8. Составь предложение из слов.

*Яблоко, лежать, яблоня, под.

*Слива, лежать, тарелка, на.

9. Закончи предложения.

Мама собрала в саду груши, чтобы… Мама купила в магазине яблоки, чтобы…

  1. Составь по плану и выучи рассказ о любимом фрукте.
  1. Что это (овощ или фрукт)
  2. Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте)
  3. Какой формы? Какого цвета?
  4. Какой на ощупь? Какой на вкус?
  5. Что можно из него приготовить?

11 . Нарисуй цветными карандашами фруктовый сад.

источник

Задания из тестов на IQ, в которых требуется определить, какое слово лишнее, можно условно разбить на две большие группы. К первой относятся любые задачи, в которых слова заданы открыто, в заданиях второй группы слова еще и зашифрованы в виде анаграмм.

Начнем с «открытых» заданий. При разнообразии формулировок их объединяет общая задача: чтобы найти лишнее слово, надо определить, что общего имеют остальные слова.

Слова могут быть связаны по смыслу и конструктивно.

василиск, грифон, жираф, сфинкс, кентавр, единорог

«лишний» — жираф, поскольку не является мифическим животным.

игла, облако, юла, уборка, раритет, арена

лишнее слово — раритет (первая и последняя буква остальных слов — гласные).

Следующие восемь заданий предлагаю выполнить самостоятельно.

Ответы и пояснения скрыты внизу, под спойлером.

Определите, какое слово лишнее:

1) озеро, река, море, океан, гора, залив;

2) абонент, дебют, зима, клад, беседа, праздник;

3) велосипед, автомобиль, телега, сани, троллейбус;

4) пчела, бабочка, паук, муха, стрекоза;

5) кибернетика, река, танк, дыня, кибитка, брикет, кран, критика;

6) авантюра, сахар, баобаб, табурет, размер, казак;

7) стол, топот, заказ, шалаш, доход, довод;

8) пароход, саванна, работа, призёр, пантера, сметана.

1) гора

(не относится к водной стихии).

2) беседа

(в остальных словах первые две буквы следуют в алфавитном порядке).

3) сани

(остальные средства передвижения — на колесах).

4) паук

5) дыня

(остальные слова составлены из букв слова «кибернетика»:

кибернетика, река, танк, кибитка, брикет, кран, критика).

6) сахар

(первая и последняя буквы остальных слов — одинаковы).

7) стол

(остальные слова — палиндромы, то есть читаются одинаково в обоих направлениях:

топот, заказ, шалаш, доход, довод).

8) призёр

(в остальных словах количество гласных — три:

Чтобы научиться быстро справляться с решением таких заданий в IQ тестах, рекомендую не только тренироваться на готовых заданиях, но и составлять свои собственные.

Чем больше идей для связи слов вы придумаете, тем проще вам будет определять такого рода закономерности при прохождении тестирования.

источник

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)

«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Яблоко — яблоки — яблок
груша — груши — груш
слива — сливы — слив
персик — персики — персиков
абрикос — абрикосы — абрикосов
хурма — хурма — много хурмы
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
апельсин — апельсины — апельсинов
лимон — лимоны — лимонов
фрукт — фрукты — фруктов
сад — сады — садов
косточка — косточки — косточек
дерево — деревья — деревьев
ветка — ветки — веток
пальма — пальмы — пальм
семя (семечко) — семена — много семян
сок — соки — много соков, много сока

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

Яблоко — яблочко — яблочки
груша — грушка — грушки
лимон — лимончик — лимончики
апельсин — апельсинчик — апельсинчики
мандарин — мандаринчик — мандаринчики
абрикос — абрикосик — абрикосики
вишня — вишенка — вишенки
банан — бананчик — бананчики
дерево — деревце — деревца
сад — садик — садики
ветка — веточка — веточки

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
. грушами — грушевое — груша
. сливами — сливовое — слива
. персиками — персиковое — персик
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
(детям от 5 лет)
Сок из яблок — яблочный
. груш — грушевый
. слив — сливовый
. вишни — вишневый
. лимонов — лимонный
. абрикосов — абрикосовый
. апельсинов — апельсиновый
. персиков — персиковый
. фруктов — фруктовый
. мандаринов — мандариновый

Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Учим согласовывать названия овощей с числительными.

Одно яблоко — два яблока — пять яблок
одна груша — две груши — пять груш
один банан — два банана — пять бананов и т.д.

«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

Игра «Угадай» (детям от 5 лет)
Тренируем в узнавании фрукта по его части.
Долька (чего?) мандарина, апельсина.
Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши.
Гроздь (чего?) винограда
Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина.

Игра «Красивые слова» (детям от 5 лет)
Упражняем в подборе прилагательных.
Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое. )
Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские. )
Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая. )

Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2. Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.

Игра «Что лишнее?»
Учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Игра «Да и нет»
Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.

«Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос. маленький;
у яблока семечек много, а у сливы . одна косточка;
апельсин круглый, а банан . длинный;
лимон кислый, а персик . сладкий;
апельсин больше, а мандарин. меньше

Игра «Доскажи словечко»
Развиваем чувство ритма. Хорошо если слово-отгадку ребенок нарисует или слепит.
Важен он, как господин,
Этот сочный. (апельсин).

Кислый — очень кислый он!
В чай к нам просится. (лимон).

Вот, на дереве красивом
Синим цветом манят. (сливы).

На базар ходили мы

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз — большие
Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Фрукты
Как у нашей Зины
Фрукты в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы —
До чего красивы!
Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.

Фруктовая ладошка
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Зарядка

Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
Руки опускаем. В корзину собираем. Дети садятся.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

Считалки

Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец, —
Ведь считалочке конец!

Стихотворения для заучивания и автоматизации поставленных звуков:

Абрикос

Ты на знойном юге рос.

Тебя солнышко ласкало –

Соки сладкие вливало,

Проносились мимо грозы.

Цвет нежнее, чем у роз,

С твёрдой косточкою гладкой,

Ароматный, вкусный, сладкий!

Рыжий, спелый абрикос

Рыжий, спелый абрикос

Нам с собой сюрприз принес,

У него внутри есть кость,

Если взять и расколоть,

То тогда найдем ядро,

Очень вкусно и хитро,

Как шкатулочка чудес –

Кушай с ядрышом и без!

Душистая сладкая дыня

Душистая сладкая дыня

Ломтями лежит на столе.

Вот ломтик для маленькой Дины,

А этот достанется мне.

От корочки мякоть отходит,

Янтарного сока полна.

Глаз с дыни и киска не сводит,

Но любит ли дыню она?

Я ей ароматный кусочек

Но пробовать Мурка не хочет,

И дольку я в рот положил.

Дынюшка

На припёке в огороде

А над ней — оса кружится,

На неё — пчела садится:

У всего, что здесь жужжит,

А коль так — она созрела.

Значит, ты берись за дело!

Все вокруг: и стар, и млад –

Я от счастья просто млею –

Ем. Но капельку жалею,

Что ужасно тесен рот,

И совсем уж мал живот!

Принесли мне ананас

Помню я, как в первый раз

Стали все меня просить

Хоть кусочек откусить.

Вот прошёл всего часок,

И остался лишь кусок.

Я попробовать решила.

Ну, ребята, что тут было.

Стало мне обидно очень,

В День Рожденья, между прочим!

Поспевай же, ананас

Ананас растет на грядке –

Это знают все ребятки;

Чтобы нам понравиться,

Стать полезным для людей.

Лимончик желтые бока

Лимончик желтые бока

Он теплый и живой в руках

Его нарежем мы сейчас,

И будет лакомство для нас

Апельсин как солнце светит

Апельсин как солнце светит,

Он на блюдечке лежит!

Всем ребятам говорит!

Он лучист и ароматен,

И на вкус весьма приятен!

Когда жарко, его пьёшь!

Как меняется слива

Вот надоело также и это, —

платье надела синего цвета.

Самый главный сладкий плод

В нашем садике растёт.

Он янтарный и душистый,

Крупный, круглый и хрустящий,

Есть с румяненьким бочком,

И с весёлым червячком.

Много яблок подарила:

Очень сладких, ароматных,

И на вкус таких приятных.

Яблочко румяное, налитое соком

источник