Как утверждают дизайнеры и искусствоведы, этот необычный и очень древний узор сегодня переживает очередной виток популярности, на его основе уже многие знаменитые марки брендовой одежды успели выпустить совершенно разные и весьма оригинальные формы одежды.
Но почему именно «турецкий огурец»? Что за странное название такое и откуда оно берет свое начало? Почему он настолько популярен и почему известен буквально во всем мире? Давайте разбираться.
«Турецкий огурец», «персидский кипарис», «японский огурец», «восточный огурец», бута, «Слеза Аллаха» и, пожалуй, еще одно из его самых распространенных названий – Пейсли… И это далеко не все «имена» этого уникального узора, который не просто известен практически на весь белый свет, но и практически в каждой стране имеет свою, особую, историю происхождения.
Этот рисунок действительно способен похвастаться древней, и так до конца и неизведанной, историей его происхождения, которая, как утверждают специалисты, началась в древней империи Сасанидов, приблизительно в 225 году до нашей эры. По сути, это территория современного Ирана и Ирака, а потому родоначальниками турецкого огурца можно считать именно эти страны.
Благодаря торговым связям, со временем, ткани с Пейсли попали в страны средней Азии, распространились в Африке и Индии, откуда, в принципе, и попали в Европу в начале XVII века благодаря британским переселенцам.
Красивый восточный орнамент обычно покрывал платки и шали, которые высоко ценились в те времена, их могли себе позволить только аристократичные и богатые особы.
Необычный узор настолько понравился европейцам, что в шотландском городке под названием Пейсли даже запустили массовое производство тканей с «огуречным» узором, откуда, кстати, он и получил свое очередное название. Правда, первое время продукция сильно уступала индийской, не радовала скудная палитра цветов, да и качество было значительно хуже.
Но, со временем, фабрики развивались все больше и шире, «огурец» с Востока становился все популярнее и распространился в массы, что лишило его первоначальной ценности и уникальности аутентичных мотивов. К концу XIX века Пейсли и вовсе утратил актуальность, впав в период длительного забвения.
Вспомнили о его существовании лишь спустя столетие, причем произошло это благодаря знаменитой группе The Beatles, внезапно «турецкие огурцы» становятся символом движения хиппи. После этого о необычном рисунке снова забывают, и очередное перерождение знаменитого «восточного огурца» приходится на середину 2000-х и продолжается до сих пор.
Но почему же все-таки «турецкий», да ещё и «огурец»? В основном, это русское название, ведь мотивы таких узоров частенько встречаются на тканях русских барышень, начиная с 18-го века. Ярким примером являются павловские платки и шали, ивановский ситец с его набивным орнаментом, платья и чехлы на мебель и так далее.
А название получилось просто: «огурец», поскольку форма узора сильно напоминает данный овощ, ну, а «турецкий», потому что рисунок пришел к нам с Востока, а на Руси в то время, с ним, больше всего, ассоциировалась Турция.
Как мы уже говорили, в каждой стране этот рисунок получил свое название и загадочную трактовку. Например, в Индии каплевидная форма узора олицетворяется с символом бога Ганеши, манго, либо же с пальмовым листом. По мнению индийцев, это символ жизни, движения вперед, энергии и силы природы, наверное, не зря именно с помощью «огурцов» украшают традиционный наряд индийской невесты.
Для всех арабских стран узор имеет одно название – «слеза Аллаха», а вот название «персидский кипарис» символизирует лист кипарисового дерева, который, в свою очередь, говорит о вечности и жизни. В Турции «восточные огурцы» именуют «бобами», а в Азербайджане – Бута. По сути, «бута» в переводе означает «пламя» или «огонь», который в древнейшей религии мира, зороастризме, опять-таки, символизирует жизнь.
В наши дни мотивы огурца с Востока широко используется не только в одежде, платках и шалях, но и в дизайне интерьера, с его помощью украшают постельное белье и чехлы на мебель, обычно посредством вышивки или цветной печати.
Очень интересно турецкие огурцы смотрятся на элементах декора, вязаных крючком или спицами, вышитых нитками или бисером, расписных или даже кованых. Элементы такого орнамента можно встретить на посуде, различных аксессуарах, обоях, плитке, женских сумках и даже в предметах ювелирного искусства!
Современные девушки с большим удовольствием носят украшения в виде колье, сережек или подвесок, которые повторяют знаменитую форму «Турецкого боба». Кроме этого, огуречные мотивы встречаются даже в ландшафтном дизайне, маникюрном искусстве, кулинарии и любых других отраслях человеческой жизнедеятельности.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —> p, blockquote 23,0,0,0,1 —>
Сегодня проявления огуречного узора самые удивительные и разнообразные: элементы могут быть крупные и мелкие, утонченные и, напротив, нарочито грубые, размытые и четкие, украшенные множеством дополнительных завитушек и узоров, монотонные или выполненные в насыщенной цветовой гамме.
«Восточный» или «турецкий огурец», «бута», «персидский кипарис» – все это не перечисление названий растений, а имя одного очень популярного узора. Им украшают одежду и обувь, разнообразные аксессуары и посуду, обои, мебель.
«Слеза Аллаха», «индийский» или «восточный огурец», «турецкий боб», «персидский кипарис» — все эти названия восточного орнамента связывают с тем, что он напоминает по форме огурец или проросший боб. В тех случаях, когда турецкий огурец рисуется с черешком-ножкой в нижней части, его называют «пальмовым листом» или «кипарисом».
В каждой стране этому орнаменту присваивают различные значения, так в Иране считают изображение восточного огурца пожеланием счастья и благополучия, а в Индии он символизирует движение или развитие.
Дискуссии, посвященные ответу на этот вопрос, не утихают до сих пор. Существует множество теорий и версий того, где был создан турецкий огурец, а также кто и у кого его перенял. Проблема заключается в том, что на протяжении веков велась торговля и имелись дипломатические отношения между странами. Народы и люди путешествовали, переселялись, их культурные традиции, символы и идеи также странствовали и смешивались. Рассмотрим несколько основных гипотез происхождения бута — индийского огурца.
Наиболее удаленная от нас по времени — версия о том, что известный нам турецкий огурец — орнамент еще древнеегипетский, и символизировал он бессмертие, представленное в символическом виде пшеничного колоса.
Две более поздних версии говорят о том, что бута появилась на свет в Персии или Индии. И в том, и другом случае это слово имеет значение «огонь», только в персидском случае этот узор, пришедший из древнейшей мировой религии – зороастризма, — символизирует вечность и жизнь, а в индийской трактовке – просто священный огонь.
Существует еще одна очень красивая версия-легенда о происхождении буты. Согласно ей, рисунок «турецкий огурец» появился из-за поражения в войне одного из древних правителей Персии. Огорченный военной неудачей, он перерезал собственное запястье и поставил на документе о сдаче свою кровавую подпись. После этого поступка узор «бута» мастера ковроткачества стали помещать на свои изделия, прославляя тем самым мужество этого правителя.
Существуют и другие, менее популярные теории, но все они однозначно говорят только об одном: этот прекрасный узор, радующий нас и сегодня, пришел в Европу из Азии.
Турецкий огурец — орнамент, покоривший в начале XVII века Британию, а в XVIII столетии — европейские страны и Россию. В Англию бута попала вместе с британцами, возвращавшимися из Индии, бывшей в ту пору колонией. Именно они привезли кашемировые шали, которые были украшены узором «турецкий огурец». Фото подобного, но современного изделия с этим мотивом вы можете увидеть ниже.
Так же, как и в Европу, в Россию этот узор попал в XVIII веке, когда появилась в высшем свете мода на платки из кашемира. Однако этот орнамент полюбился всем, и сегодня большинство людей считает турецкий огурец русским паттерном. Узор «поселился» на ивановских ситцах и набивных тканях, а также на павлопосадских платках.
Забытый в начале двадцатого столетия, в 60-е годы узор «турецкий огурец» вновь стал модным и популярным. Немало этому способствовал и Джон Леннон, приобретший украшенный пейслийским узором Rolls-Royce, и вышедший на экраны кинофильм «Лето любви», а также вошедшие в это время в моду мужские галстуки с «огуречным» узором.
В 70-е годы затейливый восточный узор «бута» привлек к себе внимание хиппи, по достоинству оценивших пестроту, насыщенность и форму «капли».
В 80-е годы сразу несколько модных домов, к примеру, Missoni, Etro и ряд других, стали активно использовать узор пейсли в своих произведениях высокой моды. Для Etro «огуречный» мотив стал визитной карточкой и украшением всех коллекций: одежды, парфюмерии, мебели, текстиля.
Неизвестно, есть ли на свете орнамент такой же древний и, в то же время, такой же неподвластный времени, как тот, который на Востоке называют «слеза Аллаха». Так же известен этот рисунок под названиями «персидский кипарис», «бута», «японский/восточный/турецкий огурец» и, конечно же, «пейсли».
Откуда родом орнамент «турецкий огурец»?
Родина «пейсли» доподлинно не установлена. Но большинство исследователей склоняются к тому, что впервые «турецкий огурец» появился на территории современных Ирана и Ирака где-то между III и VII веками нашей эры. В то время там располагалось государство Сасанидов. По другой версии, «бута» создали последователи зороастризма. Существует так же вероятность того, что впервые «слеза Аллаха» была нарисована на территории Индии.
История распространения орнамента по всему миру.
Как бы там ни было, возникнув где-то на Востоке, «турецкий огурец» стал стремительно распространяться по миру благодаря налаженным торговым связям. Таким образом, ещё до начала XVIIIвека «пейсли» добрался до берегов Африки, а чуть позже был завезён в Великобританию из Индии, являвшейся в то время английской колонией.
Британское высшее общество пришло в восторг от ярких узоров на индийских тканях. Безусловно, позволить себе такую экзотическую роскошь могли только самые богатые люди империи. Таким образом, ткани с орнаментом «бута» стали являться в Англии показателем статуса и успешности.
На это модное веяние чутко и быстро отреагировал целый шотландский городок Пейсли. Предприимчивые горожане стремительно наладили местное производство тканей с орнаментом «турецкий огурец». Конечно же, ткани были хуже, а цвета тусклее, но именно это помогло снизить цену на «бута» и сделать узор по истине народным любимцем.
Именно благодаря узору город Пейсли навсегда вошёл в историю моды и искусства, подарив орнаменту своё имя. Именно как «пейсли» знают «турецкий огурец» в странах Европы и Америки.
В Россию «турецкий огурец» пришёл из Османской империи примерно в середине XVIIIвека. Узор сразу пришёлся по вкусу знати и вскорости закрепился как самостоятельный элемент в узорах павловских платков и ивановских тканей.
К середине XIXвека «турецкий огурец» теряет свою статусность, становясь доступным всё большему количеству людей. Такая популяризация ведёт к ослабеванию интереса к узору. Как в России, так и в Европе про «пейсли» постепенно забывают.
Моду на «бута» миру вернул квартет «Битлз». Участники группы увлеклись восточными орнаментами после своего визита в Индию, а, вернувшись в Америку, заразили любовью к индийским психоделическим рисункам своих главных фанатов – хиппи.
С тех пор мода на «турецкий огурец» не проходит. Он был безмерно популярен среди «детей цветов», являлся опознавательным знаком для членов ЛГБТ-сообществ, перекочевал на банданы участников уличных банд, украшал сценические костюмы рок-знаменитостей.
В настоящий момент орнамент «пейсли» используется не только в одежде, аксессуарах и обуви, но и активно применяется при украшении интерьера.
Что обозначает узор «турецкий огурец»?
За свою долгу и насыщенную жизнь «турецкий огурец» приобрёл много значений. Например, в Азербайджане он известен исключительно как «бута», что в переводе означает «огонь» («пламя»), который в зороастризме символизировал начало новой жизни.
На близость к зороастризму указывает так же упоминание кипариса («персидский кипарис»). Там это дерево считалось символом вечности и жизненной силы.
В Индии верят, что специфическая форма орнамента схожа с формой ореха кешью, который когда-то являлся символом плодородия. Так же «турецкий огурец» напоминает манго и пальмовый лист, которые олицетворяют силы природы и вечное движение вперёд.
Сколько бы ни было возможных значений у «пейсли», очевидно одно – все они символизируют течение энергии, жизненную силу и молодость. Возможно именно поэтому «турецкий огурец» остаётся на пике популярности уже столько веков подряд.
Сегодня речь пойдет о принте «индийский огурец», он же «турецкий огурец», «восточный огурец», «бута» (на Востоке), «пейсли» (в Европе).
этот орнамент по форме напоминает проросший боб, завязь, зародыш.
Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма — один из символов движения, развития, энергии. Не случайно «огуречный» орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты.
Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом».
Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia) — однолетняя травянистая лиана семейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также странах Карибского бассейна и в Китае.
Ее плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией. У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными. У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу. Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца, чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой. Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.
— азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня.
Слово — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).
Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.
Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли».
В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком.
Следующий всплеск популярности пришелся на 1960-е годы (Джон Леннон даже обзавелся желтым «Роллс-Ройсом», украшенным пейсли). Затем снова десятилетия забвения, возвращением из которого орнамент обязан в первую очередь итальянской марке «Etro». Еще в 1980-е годы она сделала «огурец» своим фирменным знаком и с тех пор не перестает поражать обилием современных вариаций на эту тему. Пока «Etro» украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка «Cole & Son» выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой.
Далее заинтересовались принтом и другие дизайнеры, в том числе модный Дом «Kenzo».
Теперь «огуречный» орнамент используется повсеместно: от штор и обоев до фарфоровой посуды.
«Пейсли» можно встретить в основном в двух видах:
— каплевидный узор с четко очерченной границей
— цветочно-растительная композиция виде капли без акцентированных границ.
Первый, по мнению знатоков, есть трансформировавшийся со временем культовый образ фазана или петуха, которые имели магическое значение оберегов в древние времена.
А второй является изображением цветочной ветки, которое повсеместно использовалось в древнем восточном прикладном искусстве.
Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», « слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец». Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма — один из символов движения, развития, энергии. Не случайно «огуречный» орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис — дерево священное. В Иране изображение «восточного огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.
Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда . В наше время орнаментом «индийский огурец» часто украшают банданы .
ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать «огурцы» на индийских шалях.
Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно .Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете «о чем огурец» и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.
Индийский огурец или Китайская горькая тыква ( лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.
Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами — оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии — Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .
Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии — там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name ‘Paisley’ derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800’s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).
Как много версий происхождения этого орнамента. У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута. каждый называет его по-своему. На востоке — бута, в Европе — Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия).
Этот орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III—VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI—XVIII векам — времени правления династии Сефевидов.
Робер Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой. 1805
Таким орнаментом украшали одежду, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в форме «огурца» даже пекли лепёшки.
Нет однозначных трактовок происхождения формы «огурца». Одни источники говорят, что это растительный орнамент, изображающий колючку, шишку, цветок и символизирующий плодородие, богатство. В современном Иране подарок с таким изображением считается пожеланием благополучия дому.
По другим — это один из символов зороастризма, изображающий языки пламени и символизирующий мужество, храбрость. Слово «бута» (название орнамента) на санскрите означает «огонь».
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой семечка манго — Карри на пакистанском и Амби на хинди.
В русской традиции название «огурец» переняли из английского языка. В Америке в профессиональном сленге производителей покрывал иногда встречается название «груша».
Антуан Жан Гро. Императрица Жозефина, 1808
Узор стал популярным в России и в Западной Европе в новое время (XVIII—XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком. Так «огурец» с Востокапокорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.
Альфред Стивенс.После бала.1874.
Полупальто-доломан 1880-х гг.
Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи — 1960-е.
Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.
Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.
Этот узор остаётся актуальным и сегодня и время от времени снова появляется в коллекциях известных модных дизайнеров.
- Валяние (1371)
- Разное (393)
- Игрушки (322)
- Цветы,украшения (247)
- Сумки (188)
- Обувь,тапочки,шлепки (161)
- Шарфы,палантины (148)
- Одежда (95)
- Шляпки,шапочки,кепки (88)
- Выкройка (41)
- Варежки,перчатки,митенки (40)
- Сад,огород,участок (366)
- удобрение ,советы (156)
- рассада (102)
- огурцы (72)
- благоустройство (67)
- цветы (60)
- грядка,цветник,парник (58)
- помидоры (51)
- болезни (38)
- ягода (31)
- вредители (20)
- баклажан,кабачек,перец, (14)
- картошка (4)
- Шитье (352)
- полным (33)
- Красота и здоровье (260)
- упражнения (37)
- Выпечка (155)
- Литература (126)
- Творческая (103)
- Аудиокнига (5)
- Кружева (105)
- Вышивка гладью,крестом (82)
- Вязание детям (74)
- Плетение,лоза,шнур,газета (67)
- Психология (65)
- Гадания,гороскоп,ретуалы (57)
- Деская страничка (53)
- Идейки для дома (36)
- Мудрые мысли (36)
- Юмор (30)
- Листья цветы крючком (19)
- Законы,квартира,пенсия (16)
- Образцы и схемы (11)
- Батик (10)
- Прически (6)
- Аэрогриль (4)
- Мои работы (1)
- (0)
- Вязание для женщин (333)
- Вязание крючком (534)
- Вязание спицами (728)
- Заготовки (56)
- Консервирование (41)
- Кулинария (634)
- Музыка (19)
- Мультиварка (3)
- Познавательное (138)
- Полезная информация (217)
- строительство/ремонт (14)
- Помощь новичкам (29)
- Религия (89)
- Рукоделие (1864)
- Фимо (171)
- Мягкая игрушка (40)
- Тильда (7)
- Стихи (95)
- Чайникам (10)
Турецкий огурец: магическая история
Сам по себе орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько.
Турецкий огурец (пейсли, бут) — растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.
Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, — знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.
Но несмотря на название, связывающее узор с культурами то Турции, то Индии, на самом деле такой орнамент является изобретением славян, точнее – древнеруссов (Древнерусское государство объединяло Россию, Украину и Белоруссию). В настоящее время это один из самых известных элементов исторического орнамента.
Внешне рисунок турецкий огурец несколько напоминает профиль крыла некоторых моделей самолета. И, подобно тому, как крыло разрезает воздушное пространство, форма турецкого огурца призвана разгонять энергию. В результате присутствия такого орнамента на ткани образуются энергетические вихри, которые служат человеку мощнейшей защитой от энергетического истощения, нападок, сглаза и т.д. Говорят, что если подержать над правильным турецким огурцом руку, это можно ощутить физически.
Именно поэтому форма традиционной русской шапки, которая называется скуфья * (см.ниже):
так напоминает внешне все тот же турецкий огурец. Ее носили не только для тепла: она служила мощнейшим оберегом, поскольку защищала человека, направляя вперед мощные лучи энергии, способные расчищать тонкое, невидимое пространство, подобно выпущенным стрелам.
Древнерусские узоры и вышивки не были простым украшением одежды, они служили амулетом и оберегом, одежда дополняла не только физический облик, но и тонкие энергетические структуры, защищая человека от внешнего воздействия на всех уровнях. Пример турецкого огурца наглядно показывает, насколько в этих рисунках важен каждый штрих, каждый тончайший завиток узора. Более того, в то время и цветовые решения подбирали с целью энергетического контроля и защиты, этой же цели служили и размеры рисунка, и даже такая, казалось бы, мелочь, как узелки на изнаночной стороне наряда. Не секрет, что высший класс орнаментной вышивки определяется именно по изнанке: она должна быть гладкой, без единого узелка. Древняя магия дает этому свое пояснение: каждый разрыв нити и каждый узелок представляют собой помеху, сбой, порванную связь. Расшивая одежду, мастерицы творили буквально материализованную молитву, физически соединяя нити судеб всей семьи в единый гармоничный рисунок. Вот почему любая вышивка — это оберег. Многим известны красивые павлопосадские платки, на которых часто изображен этот рисунок:
До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» — так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.
Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.
В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир — paisley pattern (пейсли) — очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.
Индийский огурец, турецкий боб, восточный огурец, пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе).
У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки
мне лично особенно импонирует последняя версия
В продолжение темы немного о турецкой кухне. Несомненно, что она покоряет своим разнообразием и, если честно сказать, большой калорийностью. К сожалению, она все больше европезируется, особенно в туристических городах.
Первый раз я попала в Турцию в 1994 году, в Стамбул. и декабрьский город, образца 2012 года, совершенно не узнала. Grand базар мне абсолюто не понравился, ушел тот восточный колорит, за что его все так любили.
А самое неутешительное, еда стала другой. Я помню огромное количество маленьких ресторанчиков с домашней кухней. Не было такого количества замороженных полуфабрикатов сомнительного происхождения. Все было на удивление вкусно и натурально. и готовилось при тебе.
Турки не едят вчерашний хлеб. Только тот, который испечен сегодня. А какая продавалась шаурма за 1 доллар! До сих пор помню ее вкус. Сейчас этого и в помине нет. Хорошая домашняя кухня сохранилась лишь в отдельных местах, где нет большого потока туристов.В деревеньках, где нет благоустроенных пляжей, где еще есть заповедные места, куда приплывают черепахи откладывать яйца..
Кстати, в Кемере мы ходим на пляж, который считается одним из самых экологически чистых мест в Турции. Песок, сосны и небольшой залив, куда очень любят заплывать черепахи. Место кладки яиц, конечно же, уже не сохранилось, но часто в море я плавала вместе с ними. Захару боялись про них говорить, вдруг испугается. Я сама в первое время шарахалась от их, торчащих над водой, змеиных голов, Пока не привыкла. Даже подплывала посмотреть, как они интересно перемещаются, почти вертикально, перебирая короткими лапками. Теперь в залив заходят полудохлые туристические прогулочные яхты, катера катают желающих, которых к счастью, мало. Но экология уже не та.
Особое место в турецкой кухне занимают супы — их турки могут подавать трижды в день: на завтрак, в обед и на ужин.
Но согласитесь, есть летом суп, горячий , наваристый и очень питательный суп, не очень хочется.
Во всяком случае, мне, не большой любительнице супов. Но один, холодный, мне очень даже нравится. Это турецкий суп джаджык, схожий с русской окрошкой. Его любят в Турции,. Готовится из огурцов, йогурта, приправ и подается к рису или, чаще всего, как одна из закусок-мезе.
Перед подачей заказанных блюд, как комплимент от заведения подается только что испеченная лепешка pide. Когда ее приносят, от нее еще идет пар, а к ней подается несколько закусок, в том числе и джаджык.
Это был обед в одном маленьком ресторанчике на побережье, где мало туристов, дикий пляж и место, где есть место облюбованное черепахами.
Обедали на улице под тутовником. А на стол падали спелые ягоды. Света мало, поэтому фото темноваты.
Захар просто обожает, как он говорит, белый соус. Хотя у него была очень вкусная тарелка, с его любимой картошкой, но лепешка с джаджыком — это главное.
В Болгарии, в которой я проработала два года, этот суп делают немного иначе, там он называется таратор. Йогурт разбавляют холодной водой и добавляют мелко порубленные грецкие орехи, что мне не очень нравится. Имею ввиду орехи. И огурцы, как правило, натирают на крупной терке. А в остальном разницы нет.
У меня йогурт настоящий турецкий. Я его специально привезла — баночки удобные, содержимое одной использую как закваску. Так что у меня теперь свой домашний турецкий йогурт.
4-5 небольших огурцов
250 г густого йогурта ( можно взять кефир)
2 зубчика чеснока, лучше молодого, сочного
кинза ( можно укроп)
2 ч.л. оливкового масла
1 ч.л. лимонного сока
Соль перец
Очистить огурцы и мелко порезать.
Зелень хорошо промыть, обсушить и порубить.
Чеснок очистить, раздавить и порубить, очень мелко.
Огурцы, зелень и чеснок сложить в одну миску и перемешать.Разложить по тарелкам.
Залить йогуртом.
В каждую тарелку положить по ложечке оливкового масла и по 1/2 ч.л. лимонного сока.
Посолить, поперчить и перемешать.
В самую жару просто превосходно!
А недалеко от нашего ресторанчика делали свадебный шатер, прямо на пляже. Турки очень любят делать пафосные свадьбы на берегу.
Место кладки черепаховых яиц. Хотя яиц уже нет или их не было.
Замечательные места. Сюда приезжают туристы на своих машинах с домами на колесах. Любители живой природы.