Как описать огурец для логопеда

Дети должны усвоить: когда собирают урожай овощей; где растут овощи; что из них готовят, в них много витаминов.

Лексика

(словарь ребёнка должен включать слова): огород, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, треугольный); расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно, кисло, сладко, горько, пресно.

Грамматический строй речи

1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).
Огурец – огурчик
(помидор, горох, морковь, картошка, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редиска)

2. «Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):
Огурец — много огурцов
(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)

3. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа):
Помидоры — мы наелись помидорами
Огурцы — . Перцы — .
Баклажаны- . Бобы- .
Кабачки — …

4. «Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):
Одна морковка, две морковки, пять морковок.
(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок,
луковица, свекла, кабачок, баклажан)

5. «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным, 6-8 слов):
Огурец какой? (Зелёный, овальный, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).
(помидор, картофель, кабачок, лук, горох, капуста, редиска)

6. «Составь предложение» (противопоставления):
Помидор круглый, а морковь.
Помидор красный, морковь.
Помидор мягкий, а морковь .
Помидор кислый, а морковь .
У помидора внутри семечки, а у моркови .
Помидор растёт на земле, а морковь . (в земле)

7. «Исправь ошибку» (усвоение относительных прилагательных; исправленные предложения ребёнок должен проговорить
целиком):
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

8. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных):
Из картошки — картофельное пюре Из тыквы – каша .
Из огурцов — салат. Из помидора — салат, сок .
Из моркови — сок . Из гороха — суп .
Из баклажанов – икра . Из перца — приправа .
Из лука – суп . Из чеснока — соус .

Слоговая структура слова

(«прохлопай» слова по слогам ):
ПО — МИ — ДОР, РЕ-ДИС-КА, КА-БА-ЧОК, ЛУК

Связная речь

(составление рассказа — описания по схеме, можно использовать настоящий овощ):
Что это?
Какой этот овощ по величине, форме, цвету, вкусу?
Где он растёт?
Где его можно купить?
Что из него готовят?
Нарисуй в тетради овощи, которые ты любишь.

источник

Екатерина Васильевна Цыганок
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Описание предметов»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы.

Тема: «Описание предметов».

• Учить детей составлять описание предметов.

• Учить рассказывать связно, последовательно, не повторяясь.

• Закрепить умение самостоятельно задавать вопросы.

• Воспитывать активность мысли и речи.

Оборудование: предметные картинки (помидор, капуста, огурец, морковь, картофель).

Кто вспомнит и правильно назовет:

• Какие знаете виды машин? (аварийные, пожарные, грузовые, легковые и т. д.)

• Какие бывают поезда? (товарные, пассажирские, скорые и т. д.)

• Какие знаете виды лодок? (подводная, моторная, парусная и т. д.)

2. Сегодня будем учиться рассказывать о предметах. А о каких, отгадайте сами! (на доске висят картинки овощей обратной стороной).

Что за скрип? Что за хруст?

Как же мне без хруста,

Правильно, все отгадали – это капуста.

Показав капусту, составить с детьми словосочетания (по схеме):

Цвет — Капуста зеленая.

Форма – капуста круглая, кудрявая.

На ощупь – капуста твердая.

На вкус – капуста сладкая, сочная, хрустящая.

Аналогично загадываю загадку о картофеле:

На грядке вырос куст

Под кустом …. (картошка).

Опираясь на зрительный образ, дети указывают по схеме:

Картофель – светло-коричневый, овальный или круглый, твердый. Сырой картофель безвкусный, сочный.

Аналогично прошу отгадать:

Дети указывают по схеме:

Огурец зеленый. Огурец длинный, овальный. Огурец твердый. Огурец – сладкий, свежий, хрустящий.

3. Вот овощи спор завели на стороне:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле ….

Показываю картинку помидора и говорю:

И вступать со мною в спор

И действительно, помидор – красавец! Какой он?

Дети рассказывают по схеме:

Помидор красный, круглый, мягкий, гладкий, атласный, кислый, сочный, вкусный.

А сейчас расскажите о помидоре:

Какой он по цвету и форме: красный и круглый.

Какой на ощупь и по вкусу: мягкий, кислый, сочный, вкусный. Помидор — овощ!

Хороший рассказ получится о помидоре, если мы в первом предложении скажем:

Помидор красный и круглый.

Во втором предложении слово «помидор» заменим словом «он».

Он мягкий, кислый, сочный, вкусный.

Послушайте весь рассказ:

Помидор красный и круглый. Он мягкий, сонный, вкусный. Помидор – овощ!

Аналогично составляем рассказ о моркови.

4. Кто желает рассказать о любом овоще, так как мы научились по схеме: цвет, форма, на ощупь, на вкус.

Рассказы детей.

5. Итог занятия.

Перспективное планирование игр сенсорике в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. СЕНТЯБРЬ. «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО «Дидактическая задача. Дать.

«Мнемотехника. Схемы — алгоритмы» Здравствуйте, уважаемые коллеги!Хочу предоставить вашему вниманию мнемотаблицы, или как их раньше называли схемы — алгоритмы! Много картинок.

источник

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им:

• названия овощей и их частей;

• сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

• что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

• что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.);

• что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать);

• что овощи полезны: в них много витаминов.

Примерный перечень слов, который Вам поможет:

Названия: огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

2. Игра «Убираем урожай».

• Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

• Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

3. Игра «Скажи наоборот»:

• Кабачок большой, а огурец — маленький,

• Картофель крупный, а редис — мелкий,

• Помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

• Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

4. Отвечать на вопросы:

• — Где растут овощи? -.

• — Какие овощи растут в земле? -.

• — Какие овощи растут на земле? -.

5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу).

• Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов:

• Что это? (название овоща)

• Что можно из него приготовить?

1. Игра «Назови, какой салат?»:

• Салат из картофеля — картофельный;

• Салат из капусты — капустный;

• Салат из моркови — морковный….

• Сок из огурцов — огуречный;

• Сок из помидоров — томатный;

• Сок из тыквы — тыквенный;

• Сок из свёклы — свекольный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из моркови – морковный….

3. Игра «Посчитай овощи»:

• Одна тыква — две тыквы — много тыкв;

• Одна спелая тыква — две спелых тыквы — много спелых тыкв;

• Один огурец — два огурца — много огурцов;

• Один зелёный огурец — два зелёных огурца — много зелёных огурцов…

5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров

6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Перспективное планирование занятий по теме «Овощи» в средней группе План воспитательно — образовательной работы на неделю Тема недели: Овощи Цель: 1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий.

Дидактическая игра «Овощи» Описание работы со слайдами: № Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Название пособия. №2 Воспитатель читает стихотворение.

источник

Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия «Овощи-Фрукты»

ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, как хранят.

• активизировать и расширять словарь по теме «Овощи». «Фрукты»

• стимулировать речевую активность детей

• совершенствовать речевые навыки и умения

• формировать зрительный гнозис

• совершенствовать навыки согласования слов в предложении

• формировать грамматический строй речи

• развивать артикуляционную моторику.

• развивать мелкую моторику рук.

• развивать фонематическое восприятие

• развивать способность к самоконтролю

• развивать длительность и плавность речевого выдоха

• развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

• развивать координацию движений с речью;

• развивать связную речь;

• развивать зрительное восприятие;

• развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

• формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

• воспитывать умение правильно вести себя

Оборудование: Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок, фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов. Две корзины. Разрезные картинки. Мяч. Декоративные тыковки с буквами.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать ветерок (машем руками влево — вправо)

Руки к груди, затем развести в стороны.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответы детей)

— Смотрите тут записка: «Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша ….» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)

— Тогда вперед выполнять задания.

Игровое упражнение «Узнай, какой овощ — фрукт спрятан»

Овощи-фрукты накрыты цветной бумагой.

Логопед: Подуем на кусочек цветной бумаги и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался.

Логопед: А тут лежат зеркала, что же с ними делать? (ответы детей)

— Правильно, надо сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

Упражнения для губ и щёк:

«Щёчки яблочки», Ваши щечки круглые как яблочки, надуем щечки.

«Спрячь сливу за щеку». Кончиком языка упираемся то в одну, то в другую щёчку.

«Круглая виноградинка». Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку».

Упражнения для языка:

«Язычок пролезает через щель в заборе в сад» Широкий язычок протискивается между зубами.

«Колья забора острые» Покажем острый язычок.

«Лопатка»«Колышек». Язычок «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

«Листок прикрыл яблочка бочок». Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.

• Упражнение для жевательно — артикуляционных мышц «Жуем твердую грушу».

Игра “Разложи фрукты и овощи” — дифференциация «фрукты — овощи»

Логопед: А тут на столе, такой беспорядок и опять записка. «Разложите овощи в корзинку, фрукты в вазу».

Логопед: Молодцы! Смотрите мячик, а давайте поиграем. (ответы детей) Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать.

Образование относительных прилагательных

Логопед:

— Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов — (какой).

Сок из яблок …. яблочный

Сок из апельсина …. апельсиновый.

Сок из груши ….грушевый.

Сок из ананасов …. ананасовый.

Сок из винограда …. виноградный.

А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? — Ассорти

— Ребята, а из овощей можно делать соки? — Да.

— Как назовём сок из моркови? — Морковный.

— Из огурца? — Огуречный.

— Из свёклы? — Свекольный.

Логопед:

Много блюд из овощей, салатик назови скорей!

Салат из овощей — (какой). овощной

— Какой салат получится из огурцов…. огуречный

Салат из капусты …. капустный.

Салат из свеклы … свекольный

Салат из моркови…. морковный

Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)

Логопед: Вот мы немного поиграли, отдохнули. Пора и дальше выполнять задания. Посмотрите, конверт (достаю карточки) и в нем задания «Нужно назвать все картинки, которые нарисованы». Смотрите внимательно, не спешите. Готовы.

— Женя, назови, что у тебя изображено (перечисляет). Молодец! Одним словом это как можно назвать? Правильно! И т. д. у всех детей.

Логопед: Наши глазки устали, нужно им помочь отдохнуть.

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Логопед: А вот и следующее поручение.

Дидактическая игра «Что как храним?»

Логопед:

— Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи?

— А вот мы сейчас и проверим.

На картинку посмотрите,

Что и как храним расскажите.

— Разложите овощи и фрукты: те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки.

(на картинках: вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки; морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)

Логопед: А давайте мы немного отдохнем! Поиграем в игру «Нелепица»

Если сказанное соответствует действительности, то вы поднимаете руки вверх и говорите:

Если нет, то вы приседаете и говорите:

— Нет-нет-нет – все не так!

Логопед: Отдохнули, выполним следующее задание. Посмотрите на столе лежат разрезанные картинки, нужно их собрать.

Игра «Собери разрезную картинку».

Логопед: — Ребята, у кого получился фрукт, а у кого овощ?

Логопед: А вот еще один конверт «Загадки»

И с кокетливой косой,

Пусть до осени сидит,

Морковь Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Пусть не слаще я арбуза,

Ты вкусна, кругла, красива!

Свекольник, борщ и винегрет.

А сочна, ну просто диво!

Нам во всем ты помогла,

Свекла Пустые бочонки,

Золотая голова – тяжела, велика.

Золотая голова – в огороде прилегла.

Голова велика, а вот шея тонка.

Тыква Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

Но не круглый, как мяч, —

Груша Круглые зеленые на дереве растут

Как бочок краснеет, тут их и сорвут

Сладкие и спелые соберут в корзинку

Все на вид красивые, прямо как с картинки.

Даже птичкам зябликам

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.

Уродилась я на славу,

А всех плакать заставляю.

Упражнение «Найди пару»

Логопед: Посмотрите, еще одно задание «К каждой картинке нужно подобрать пару»

На доске предметные картинки: зеленый огурец, красный помидор, желтая репа и т. д. У детей по одной такой же картинке. Ребенок выходит к доске, называет свою картинку, находит ей пару, ставит рядом.

— У меня красный помидор, на доске красные помидоры. И т. д.

Логопед: Молодцы ребята! Вы выполнили все задания, помогли навести порядок, но мы так и не узнали. Кто так у нас пошалил.

— Смотрите, в корзине лежат маленькие декоративные тыковки, а на них написаны буквы. Давайте их достанем и прочитаем. Ой, что-то не получается. (дети пытаются прочесть).

— Мне кажется, если поставить их по росту, то мы сможем прочитать. Давайте попробуем. (Дети ставят по росту тыковки и читают слово «Осень»)

Логопед: Так вот кто к нам приходил. Волшебница Осень.

Нам подарки принесла:

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Логопед: Молодцы! Вот и все! Хоть и устали, а задания проказницы Осени мы все выполнили.

— Кто вспомнит, что мы сегодня делали? (ответы детей)

Вам подарки принесла:

— Спасибо за урок. Можете отдыхать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Овощи и фрукты» Реализация программы в образовательных областях:»Художественно-эстетическое развитие (рисование, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект комплексного занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты» Области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Деятельность: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе на тему «Овощи и фрукты» Цель: 1. Активизировать речь. 2. Способствовать связной речи. Задачи: 1. Уточнить и закрепить слова по теме. 2. Учить детей четко, ясно, громко.

Конспект занятия по рисованию «Фрукты и овощи» Конспект занятия по рисованию: «Рисование фруктов и овощей» Цель: получение смешанных цветов на палитре; развитие творческих способностей;.

Конспект занятия в старшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты!» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Овощи и фрукты — полезные продукты!» Цель: 1. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах.

Конспект занятия во 2-ой младшей группе «Фрукты и овощи» Конспект занятия во 2-ой младшей группе на тему: Фрукты и овощи Цель: сформировать знания об овощах и фруктах через интеграции образовательных.

Конспект занятия во 2-ой младшей группе «Овощи и фрукты» Цель:Формировать у детей интерес к занятиям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи. Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель: Расширить представление детей об овощах и фруктах. Различать их по внешнему виду. Дать понятие о том, что овощи и фрукты созревают.

Конспект занятия «Вкусные и полезные фрукты, овощи» Цель: Систематизировать и обобщить представление детей об овощах и фруктах. Задачи: 1. Закрепить элементарные представления об овощах: цвете.

Конспект комплексного занятия «Овощи-фрукты» цель: расширение кругозора, формирование навыков продуктивной, музыкальной и познавательно-речевой деятельности. Задачи: познакомить детей.

источник

«Овощи. Фрукты. Образование прилагательных сравнительной степени». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Юлия Муковнина
«Овощи. Фрукты. Образование прилагательных сравнительной степени». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Программные задачи: Упражнять детей в образовании прилагательных сравнительной степени. Активизировать словарь признаков с опорой на схему. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику. Воспитывать интерес к теме, активность.

Оборудование: картинки овощей и фруктов, д/игра «Собери картинку», опорная схема для подбора прилагательных.

Интеграция образовательных областей: «познание», «здоровье».

1. Организационный момент — игровое упражнение «Какие овощи и фрукты спрятались в словах

На доске логопед вывешивает картинки овощей и фруктов и читает детям:

Показал садовод Нам такой огород,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

— Какие чудо-овощи и фрукты вам запомнились? Какие названия спрятались в этих смешных словах)

2. Дидактическая игра «Назови признак»

Логопед загадывает загадку:

На грядке длинный, зеленый.

А в банке желтый, соленый?

Перед детьми – огурец. Логопед задаёт вопросы, дети отвечают на вопросы, а логопед сопровождает ответы изображением или заранее приготовленными графическими схемами- опорами для описания овощей и фруктов.

— Какой огурец по форме? (овальный) (на доске рисуется овал)

— Какой огурец по цвету? (зелёный) (на доске появляется овал зелёного цвета).

— Какой огурец по размеру? (бывает большой и маленький) (на доске рисуется большой и маленький овалы)

— Какой огурец на вкус? (сладкий, сочный) (на доске появляется изображение губ)

— Какой огурец на ощупь? (шершавый, пупырчатый) (на доске появляется изображение руки).

3. Упражнение на развитие мелкой моторики и развитие зрительного восприятия «Собери картинку»

Логопед предлагает детям собрать картинку из частей и подобрать к картинке овоща или фрукта прилагательные с опорой на графическую схему.

4. Игровое упражнение «Скажи правильно»образование прилагательных сравнительной степени.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу.

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Поиграем в игру «Скажи правильно». Я буду говорить, как хвастались овощи и фрукты,

а Вы отгадайте, как им отвечали.

— Слива сказала: «Я маленькая». А как ответила ей вишня?

Огурец длинный, а кабачок…

Груша сочная, а апельсин…

Морковь сладкая, а груша…

Слива полезная, а лимон…

Огурец вкусный, а вишня…

6. Итог занятия.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

источник

  • расширять словарь по теме,
  • упражнять в словообразовании,
  • учить согласовывать существительные с числительными,
  • учить согласовывать существительные с местоимениями,
  • учить образовывать уменьшительно — ласкательные формы существительных,
  • учить составлять короткие рассказы,
  • развивать у детей логическое мышление, внимание, память.

-В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Нас прокормит целый год.

-Какие овощи растут в нашем огороде? (В огороде растут редька, салат, свёкла, картофель, горох).

-Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

-Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

-Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

-Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

-Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

-Игровое упражнение «Жадина»

-Это чья морковь? (Это моя морковь)

-Это чей лук? (Это мой лук)

-Аналогично: мой перец, мой картофель, мой горох, мой кабачок, мой помидор, мой чеснок, мой укроп, мой огурец.

-Моя тыква, моя капуста, моя репа.

-Игровое упражнение «Большой — маленький».

-Большой помидор — маленький помидорчик.

-Большой лук- маленький лучок.

-Большая капуста — маленькая капустка.

-Большой перец – маленький перчик.

-Большая свёкла — маленькая свёколка.

-Большой чеснок — маленький чесночок.

-Большой огурец — маленький огурчик

-Большая репа — маленькая репка

-Игровое упражнение «Один — много».

-Одна морковь — много моркови

-Один огурец — много огурцов

-Одна репа — много реп

-Один кабачок — много кабачков

-Один лук — много лука

-Один перец — много перцев

-Один редис — много редиса

-Один помидор — много помидоров

-Игровое упражнение «Назови цвет, форму, вкус»

-Репа какая? (Репа жёлтая, круглая, сладкая)

-Огурец какой? (Зелёный, овальный, сладкий, сочный, хрустящий)

-Помидор какой? (Красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий)

-Лук какой? (Жёлтый, круглый, горький, сочный)

-Капуста какая? (Зелёная, круглая, сладкая, сочная, хрустящая)

-Морковь какая? (Оранжевая, овальная, сладкая, хрустящая)

-Свёкла какая? (Бардовая, круглая, сладкая, сочная)

-Перец какой? (Жёлтый, овальный, сочный, сладкий, хрустящий)

-Игровое упражнение «Овощной сок»

-Сок из моркови какой? (Морковный)

-Сок из свёклы какой? (Свекольный)

-Сок из помидоров какой? (Томатный)

-Сок из огурцов какой? (Огуречный)

-Сок из лука какой? (Луковый)

-Сок из капусты какой? (Капустный)

-Сок из тыквы какой? (Тыквенный)

-Предложить детям составить рассказ об овощах по схеме.

-Это помидор. Он растёт в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку.

-Аналогично дети рассказывают о других овощах.

источник

Лексическая тема недели:

«Огород. Овощи».

Рассмотрите дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи». Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите и покажите ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…). Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо из овощей. В качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок, овощной магазин и посмотреть, какие овощи там продают.

Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи

Предметный словарь: Огород, грядка, овощи, картофель, огурцы, помидоры (томаты), свекла, лук, чеснок, капуста, редис, укроп, петрушка, кочан, горошинка, лопата, лейка, мешок, корзина, ящик, вредители, гусеницы, жуки, салат , суп, сок, овощевод, продавец.

Качественный: Садить, ухаживать, рыхлить, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, срезать, собирать, варить, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться.

Глагольный: Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий.

Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Поиграйте с детьми дома

Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две) Одна морковка, две морковки. Один огурец, два огурца,….

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.

Упражнение «Исправь ошибку». (Развитие слухового внимания. Усвое­ние относительных прилагательных.)

Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.

(Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.И т. д.)

Упражнение «Назови ласково».(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе).

Помидор – помидорчик – помидорчики

Перец – перчик – перчики

Тыква – тыковка(тыквочка) –тыковки

Редис – редисочка – редисочки

Морковь –морковка (морковочка) – морковки

Свекла – свеколка (свеколочка) – свеколки

Чеснок –чесночок –чесночки

Лук (луковица) – лучок (луковичка) – луковички

Репа – репка (репочка) – репки Укроп – укропчик – укропчики

Капуста – капусточка – капусточки

Упражнение «Один – много». (Образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах).

Огурец — огурцы — много огурцов

Помидор – помидоры – много помидоров

Картофель – картофель – много картофеля (картошки)

Баклажан – баклажаны – много баклажанов

Перец – перцы – перцев Тыква – тыквы – тыкв

Морковь – моркови – моркови

Свёкла – свёклы — много свёклы (свёкол – в значении «много штук»)

Лук (луковица) – лук (луковицы) – много лука (луковиц)

Репа – репы – реп Петрушка – петрушка – много петрушки

Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]

Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки.

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» По­смотри на картинки. Что на них изображено?

Ребенок. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Взрослый. Запомни эти названия. Сейчас ты закроешь гла­за, а я уберу одну картинку. Ты должен будешь сказать, чего не стало.

Взрослый убирает одну из картинок.

Взрослый. Чего не стало?

(Аналогично: комплект – картошка, перец, петрушка, горох; огурцы, репа, лук, чеснок)

Развитие связной речи

Совместно с ребенком составьте описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

2. Как назвать по-другому (например: помидор это овощ)

4. Какой имеет внешний вид: форма

8. Что из него готовят?

Работа по картинке-загадке «Помоги Пете». [Развитие зри­тельного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нару­шений письменной речи.]

Взрослый. Рассмотри картинку, назови и покажи все овощи, изображенные на ней. Так ты поможешь мальчику собрать урожай.

ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМА

Русская народная сказка «Вершки и корешки»,

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

Ю. Тувим «Овощи», Дж. Родари «Чиполлино», А. Пластов «Костер в поле»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10096 — | 7182 — или читать все.

85.95.179.107 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец — 2 перца — 5 перцев
1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок — Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

источник