«Алюминиевые огурцы на брезентовом поле»: смысл песни, становление и успех группы «Кино»
«Кино» — это не просто очередная советская рок-группа. Со времен появления этого феномена, он превратился в нечто большее, став предзнаменованием целой эпохи, которую также многие называют эпохой перемен. Строки текстов, вроде песни «я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле», до сих пор звучат по радио, телевидению, да и просто в жилых кварталах из окон. Их песни до сих пор любят за глубокий подтекст и ту самую жажду перемен.
Успех группы был обусловлен многими нововведениями, которых в советской музыке даже не предвиделось. В текстах были подняты такие темы, которые ранее даже не упоминались вслух. По части звучания также были внесены изменения. Манера подачи кардинально отличалась от западной музыки. «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле» — это целиком и полностью советский продукт, пропитанный бытом и культурой Советского Союза 80-х годов, времен Перестройки.
Если говорить конкретно, то изменения касались самих музыкальных инструментов. Во многих композициях были заменены барабаны. На их место встал звук драм-машины, который обеспечивал новый звук. Его также можно было услышать в произведениях звезд современной (на тот момент) эстрады.
Главной чертой всех песен группы «Кино» является их неподдельная искренность. Это заметно сразу же после первого прослушивания. То ли это лирика, то ли тоска, в общем — все то, что родственно каждому русскому человеку, своего рода демонстрация национальных черт. «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле» — это не просто глупый набор слов, а глубокая философская аллегория. То же самое касается и более очевидных произведений, вроде «Дальше действовать будем мы». Виктор Цой открыто заявлял о своей позиции, при этом никого не стесняясь. Такой уровень гражданской позиции редко можно встретить даже на сегодняшний день.
На первый взгляд многим может показаться, что в этом тексте совершенно нет смысла. Зная об искусном совмещении текста и подтекста в работах автора, вероятность этого становиться все меньше. Конечно, сам Виктор Цой говорил о том, что «алюминиевые огурцы на брезентовом поле» — это всего лишь симулякр, вызванный интересным звучанием словосочетания и не имеет никакого смысла. Но так ли это на самом деле? Если углубиться в философскую сторону этого изречения, то слова «я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле» обретают новый сакральный смысл. Разрушение реальности без реализма может являться очередным шагом в борьбе с надоевшей системой. Более того, подобные понятия обычно связаны с мрачным восприятием мира, что значительно отличается от взглядов автора. Революция с улыбкой на лице — возможно, именно это хотел донести автор, оставив трактовку на своего преданного слушателя.
Это толкование ни в коем случае не претендует на звание «истинной». Всего лишь одна из многих догадок, основанных на анализе песни «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Каждый слушатель находит в музыке группы «Кино» что-то свое, независимое от слов автора или критиков. Разве не в этом проявляется свободолюбие автора и его слушателей?
Песня «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле» появилась в 1987 году. Она вошла в дебютный для группы альбом «Сорок пять», записанный совместно с группой «Аквариум». Важнейшую роль в обретении популярности, а также появлении первых песен стоит отдать Борису Гребенщикову.
Это был один из самых первых рок-альбомов на территории Советского Союза. При производстве оригинального звука применялись самые разнообразные инструменты, начиная от флейт и виолончелей, заканчивая одинокими колокольчиками. Альбом вышел позитивным, наполненным добротой, но был не лишен и ноток светлой тоски. Призывов к борьбе практически не слышно, что наводит на мысль о затишье перед бурей. На тот момент артист был еще слишком молод для революционных призывов, которые еще будут звучать из его уст в будущем.
Это единственный альбом группы «Кино», который так и не вышел на виниловых пластинках до самого 2012 года. Альбом преследовало множество неудач, в числе которых были технические неполадки, из-за которых выход пластинки был значительно задержан. В том же 2012 году появилась цифровая версия этого альбома, появившись в свет 1000 тиражом.
Творческое наследие почти любого рок-музыканта обязательно содержит хотя бы одну композицию, которая кажется веселой пустышкой, но заставляет задуматься над подтекстом. У Виктора Цоя таковой является известная песня «Алюминиевые огурцы». И он, и его друзья не раз рассказывали о том, как Виктора вместе с сокурсниками отправили на отработку в колхоз.
Погода была дождливая, поле представляло собой сплошное месиво, а огурцы, которые они собирали, были сероватыми, отчего казались металлическими. Тогда он и придумал строчку об алюминиевых огурцах на брезентовом поле.
Композиция вошла в альбом «45» и быстро стала популярной, а фанаты принялись по-своему истолковывать смысл текста. Версии высказывались самые разные. Под огурцами понимали рокерские заклепки на спецовках, выброшенные над Афганистаном бомбы и многое другое.
В 1987 году Виктор Цой, отвечая на вопросы зрителей, пришедших на концерт в Дубне, объяснил смысл песни (вернее, отсутствие такового). Он сказал:
«Алюминиевые огурцы» – это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое.
Эти слова лидера группы «Кино» хорошо известны всем поклонникам, но многие из них предпочитают думать, что в песне «Алюминиевые огурцы» все же присутствует некий тайный смысл. Хотя не исключено, что так оно и есть.
- В студийной версии песни на колокольчиках сыграл Борис Гребенщиков.
- В альбоме «КИНОпробы» песню исполнила группа «Пикник».
- «Алюминиевые огурцы» также спел камерный хор Смольного собора в рамках проекта «Запрещенные песни».
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да-а
Ведь я
Сажаю алюминиевые огурцы,
На брезентовом поле.
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат — труда»,
Но я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
В надежд тайну разгадать,
Зачем я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Кнопки, скрепки, клёпки,
Дырки, булки, вилки,
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда,
Где я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Алюминиевые огурцы» по той простой причине, что я с удовольствием слушал альбом, где она была, в 1980-х годах, и когда поступило предложение, я с удовольствием её и обыграл.
Эдмунд Шклярский
(об исполнении песни для трибьют-альбома «КИНОпробы».)
Версий, о чем песня «Алюминиевые огурцы», сейчас предлагается исследователями творчества группы «Кино» немало. Существует и трактовка самого автора, Виктора Цоя. Он говорил в одном из своих интервью, что искать подтекст в строках песни вообще не стоит, так как это просто созвучие, сочетание слов, которое показалось лично ему красивым и подходящим для песни. Давайте попробуем выяснить, какой смысл песни «Алюминиевые огурцы».
В первых двух строках первого куплета автор песни приветствует своих поклонников. В третьей и четвертой строках лирический герой, он же автор, призывает толпу «кидать пальчики». Скорее всего, речь идет о так называемой «козе» — жесте, которым рок-музыканты и фанаты такой музыки приветствуют друг друга или выражают симпатию.
Далее после первого куплета, состоящего из одного четверостишия, следует припев, в котором повторяются две строки, известные каждому, даже тем, кто не является фанатом творчества группы «Кино». Именно эти строки и вызывают обычно наибольшее количество споров — может, речь идет о боеголовках, которые скидывают на мирное население, может, о пуговицах-заклепках на кожаной одежде, которые любили носить в то время исполнители и поклонники рок-музыки. Также рассказывают историю, как однажды Виктор Цой ездил работать на поля, и огурцы, которые они собирали, были сероватого цвета из-за пыли. Может, и правда, речь в песне идет о настоящих огурцов, которые имеют «алюминиевый» цвет. А может, это специфика времени, в котором жил автор. Он жил во времена Советского Союза: и эти абсурдные огурцы на поле из брезента — это метафора на бесполезные ожидания от плодов.
Во втором куплете речь идет о твердящих мудрецах, однако не просто мудрецах, а чукотских. Обычно восточные страны ассоциируются с шаманами, в тексте же песни фигурирует иное слово. Почему? Вероятно, автор создает собирательный образ, и, более того, относится к ним с неким пренебрежением, даже ставит себя на одну строку с ними. И продолжают тему плодов, которые не принесут никакой пользы, что соотносится и с версией о метафоре на Советское время, и с версией о тех собранных им самим огурцах.
Третий куплет, в отличии от прочих, всего из трех строк. В этой части песни слышатся строки, так похожие на «довести до белого колена», эти белые колени бьют по венам, действуют на весь организм. Герой силится разгадать тайну жизни, бытия, но в итоге лишь испытывает муки, все его самочувствие не в порядке от таких тяжелых мыслей.
Последний четвертый куплет тоже из трех строк, зато каких. Именно в них содержится основная мысль всей песни — все эти бесполезные скрепки, кнопки и прочие мелочи, перечисление которых не заканчивается, стоит многоточие, не имеют никакого существенного значения. Это все мелочи материального мира, реальной жизни, возможен, намек на излишний бюрократизм, господствующий вокруг. И потому, Цой считает, что он сам и подобные ему творцы на своих танках проедутся по всей этой идеологии и смогут изменить этот мир.
Песня относится к раннему творчеству поэту, поэтому в ней еще не чувствуется бунтарский дух в полной мере, но уже заметны намеки этой темы. Говоря в общем, в чем смысл песни «Алюминиевые огурцы», можно ответить, что это желание изменить окружающий мир, перестать надеяться на бесполезные плода и начать менять окружающее самостоятельно.
Напишите в комментариях свое предположение, о чём песня «Алюминиевые огурцы» Виктора Цоя и какой Вы находите в ней смысл.
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч,
А результат — труда.
Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колют в вены
В надежде тайну разгадать — зачем
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку,
Упадут туда,
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
У каждой рок-группы есть хоть одна, но очень странная песня. У Виктора Цоя и «Кино» — это, вне сомнения, «Алюминиевые огурцы». На первый взгляд, какая-то, простите, бредятина, про «пальчики, колени» и, собственно, «огурцы», которые, судя по тому, из чего они сделаны – несъедобные.
Но фанаты группы до сих пор продолжают искать смысл в этой песни. Есть ли он? Наверное, каждый может «увидеть» в песне что-то свое. Например, мне нравится история про чукотских мудрецов, которые твердят: «Металл не принесет плода». Можно трактовать эти строчки так: «Не стоит заниматься бесполезным делом». А можно иначе: «Не стоит в жизни заниматься накоплением металла (не алюминия, скорее, а золота, например), необходимо делать что-то более важное, творить добро».
1. Речь идет о процессе «сажания» заклепок рокером на свою одежду. Алюминиевые огурцы – это те самые кнопки, а брезентовое поле – куртка или какая-то другая рокерская одежда.
2. Цой поет о сбросе бомб в Афганистане.
3. Речь об испытании ракет в СССР. Возможно, это, конечно, вымысел, но некоторые фанаты «Кино» уверяют, что когда в Союзе делали что-то такое, то поверхность земли на полигоне устилали брезентом, чтобы не потерять осколки ракеты, её детали.
4. Никакого смысла в песне нет.
Чтобы понять, о чем хит группы «Кино», нужно знать историю его написания. Виктор Цой рассказывал такое: однажды его с сокурсниками направили в какой-то колхоз собирать огурцы. Это было обычной практикой в советское время и даже в 90-х годах прошлого века. Ездили «на картошку» и на прочие овощи. И вот Цой собирает огурцы, и начинается сильный дождь, Все овощи покрываются грязью, отчего становятся какими-то металлическими. Так и родилась главная строчка песни. Отличие от реальности лишь в том, что Цой собирал огурцы, а не сажал их.
Немного позже, в 1987 году Виктор признался своим поклонникам, что никакого смысла в песне нет. Единственное, что хотелось добиться написанием и исполнением композиции – создать ощущение абсурда, заставить слушателя уйти от реальности.
1. При записи песни на колокольчиках играл сам БГ.
2. «Алюминиевые огурцы» исполняла группа «Пикник» в рамках «КИНОпроб», а хор Смольного собора в «Запрещенных песнях».
«Алюминиевые огурцы» – песня Виктора Цоя, в дискографии «Кино» представленная в дебютном альбоме «Сорок Пять». В записи произведения принял участие лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, сыгравший на металлофоне. Как правило, композиция исполнялась Виктором на акустических концертах.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы,
На брезентовом поле.
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат – труда»,
Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать,
Зачем я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Кнопки, скрепки, клёпки,
Дырки, булки, вилки,
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда,
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Сайт Курия Сергея Ивановича
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»
Виктор Цой для отечественной рок-музыки, безусловно, феномен. Конечно, глупо отрицать ту роль, которую сыграла в «канонизации» его образа ранняя смерть — да ещё на самом пике славы. Бонусов добавляла и экзотическая внешность Цоя, и необычная манера пения. Однако главный секрет неувядающей популярности группы КИНО всё-таки заключается в песнях.
Во-первых, это были песни подростковые. Я не вкладываю в этот эпитет ничего предосудительного. Цой не был стареющим продюсером, пытающимся срубить бабла на детишках. Он вообще был одним из самых молодых представителей советского рок-пантеона (р. 21.06.1962) и писал о том, что ему было понятно и близко. Уже сколько лет прошло, а каждое новое поколение молодёжи находит в творчестве КИНО что-то своё.
Во-вторых, песни Цоя, как правило, отличались завидной ясностью и простотой. Практически, любую из них можно было сразу сыграть во дворе на обычной гитаре. То же касалось и текстов — там практически не было умничанья, скрытого цитирования и «двойного дна». Когда Цой пытался в некоторых из ранних песен подражать стилю Гребенщикова, выходило явно неубедительно.
Чтение книг — полезная вещь,
Но опасная, как динамит,
Я не помню, сколько мне было лет,
Когда я принял это на вид…
(«Пора»)
В основном лидер КИНО работал с очень простыми понятными образами (солнце, звезда, ночь, танец, дождь) и вообще, не стеснялся клише. Порой это доходило до стадии Чеховского «резонёра»:
Я знаю, что если ночь, должно быть темно,
А если утро, должен быть свет.
(«Дети проходных дворов»)
Если есть стадо — есть пастух,
Если есть тело — должен быть дух,
Если есть шаг — должен быть след,
Если есть тьма — должен быть свет.
(«Песня без слов»)
В те далёкие времена я даже сочинил язвительную пародию на «Звезду по имени Солнца», где пародировал, прежде всего, цоевский поэтический стиль. Что-то вроде:
У меня на груди — звезда,
потому что я герой соцтруда.
А почему я герой соцтруда?
А потому что у меня звезда.
Золотая звезда соцтруда имени Цоя…
Попытки отыскать в песнях КИНО скрытые подтексты, как правило, всегда вызывали у меня смех. Тут некоторые очевидные смыслы не улавливали (как это случилось с песней «Перемен») — куда уж до скрытых? Цой свои песни старался не пояснять, да и, вообще, был известным молчуном — наказанием для любого журналиста.
Недаром большую часть информации приходится черпать из воспоминаний ближайшего окружения Виктора, но они, как понимаете, тоже не застрахованы от домыслов.
Подбирая песни для этого цикла статей, я действовал интуитивно. Кроме несомненных хитов я буду касаться и тех песен, которые хорошо иллюстрируют творческую эволюцию цоевского стиля, которому до сих пор безуспешно стараются подражать. Как говорил Козьма Прутков, «Простая вещь — яблоко, а попробуй сделай».
«Алюминиевые Огурцы» (1982)
Не секрет, что массовая всесоюзная популярность пришла к группе КИНО лишь в 1988 году после выхода фильма «Асса» и альбома «Группа крови». Из раннего творчества Цоя массы тогда обычно знали лишь песню про алюминиевые огурцы, концертная запись которой периодически крутилась по ТВ.
А ведь эта забавная песенка была записана аж в 1982 году для дебютного альбома КИНО «45». Тогда группа представляла собой всего лишь акустический дуэт Цоя и Алексея Рыбина, поэтому на записи им помогал целый сонм друзей, включая Бориса Гребенщикова, который сыграл в «Алюминиевых Огурцах» на металлофоне.
Сама песня была сочинена за год до этого, когда Цой учился в ПТУ на специальность резчика по дереву. Если кто-то из молодых не знает, в советское время во всех учебных заведениях — от школы до ВУЗов — была такая «славная» традиция: посылать учащихся на сельхозработы — так сказать, в помощь колхозникам. Во время подобной вылазки в поля и родилась идея этой песни.
А. Рыбин:
«(Цой) говорил, что под дождем, на раскисшем поле огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов — холодные, серые, скользкие, тяжелые штуки, алюминиевые огурцы».
Склонные искать смысл даже там, где его нет, спрашивали автора — о чём эта песня? Виктор мучительно старался найти какое-то красивое объяснение. Он говорил, что песня это «чистая фонетика», «полное разрушение реальности», «театр абсурда в духе Ионеско — только не мрачный, а весёлый». Хотя было ясно, что подобные вопросы кажутся Цою не меньшим абсурдом, чем сама песня.
В. Цой:
«Там, на мой взгляд, есть некий эмоциональный заряд, который может улучшить настроение, разбить некий стереотип мысли. И больше ничего».
«Электричка» (1982)
Если «Огурцы» были милой традиционной рок-н-ролльной песенкой, то «Электричку» Цой писал с прицелом на «холодный» стиль «новой волны». Идея родилась, как ни странно, именно в электричке, на которой Цой каждое утро ездил в то самое ПТУ. Удовольствие, как вы понимаете, было ниже среднего — грохот, неуютные вагоны, промёрзшие тамбуры… Виктор ничего выдумывать не стал и просто запечатлел свои ощущения.
Лично для меня это — один из самых ярких примеров того, что песня, как целое, гораздо больше суммы её составляющих. Судите сами — музыкально «Электричка» построена всего на двух аккордах, да и в тексте нет ничего поэтичного:
Я вчера слишком поздно лег, сегодня рано встал,
Я вчера слишком поздно лег, я почти не спал.
Мне, наверно, с утра нужно было пойти к врачу,
А теперь электричка везет меня туда, куда я не хочу.
Электричка везет меня туда, куда я не хочу-у…
А вот на выходе получилась довольно жутковатая картина с примесью фатализма. Песня была так же записана на альбоме «45».
В 1989 году для пластинки «Последний герой» группа КИНО записала новую — электрическую — версию. Из довольно бодрой песенки «Электричка» превратилась в тягучую и занудную импровизацию, и здесь бедность двухаккордной гармонии просто вылезла наружу — в самом неприглядном свете.
«Восьмиклассница» (1982)
В «Восьмикласснице» нет ни абсурда «Алюминиевых Огурцов», ни экзистенциального холодка «Электрички». По сути, это дворовая поп-песенка на вполне конкретную тему.
По воспоминаниям знакомых Цоя, во время учёбы в ПТУ он играл в каком-то ансамбле (подобные ансамбли были практически в каждом учебном заведении) и этим снискал некоторую популярность среди молоденьких девочек. Именно тогда у 18-летнего Виктора и завязался роман с восьмиклассницей. Судя по всему, отношения были чисто романтическими. Цой даже признавался друзьям, что толком не знает, что с этой школьницей делать — куда сводить, как развлечь. Обычно парочка просто гуляла по улицам. Собственно, всю эту «прозу жизни» Виктор и зарифмовал для своей песни — надо сказать, с изрядной долей иронии. Не обошлось и без поэтических вольностей вроде
Ты говоришь: “Пойдем в кино”,
А я тебя зову в кабак, конечно.
А. Житинский:
«Меня эта фраза всегда заставляла улыбнуться. Витя явно здесь хочет выглядеть взрослым мужчиной. В какой, извините, кабак? По воспоминаниям матушки и того же Свина, Цой получал в день на карманные расходы один рубль. Да и свидетельств о том, что Цой в те времена ходил по кабакам, не сохранилось».
Песня была зафиксирована на «45» с заметным техническим браком. Дело в том, что во время её записи известный звукописец питерского рока — Андрей Тропилло — куда-то отлучился. Обязанности звукорежиссёра самовольно принял на себя Гребенщиков, который случайно включил на магнитофоне 9-ю скорость вместо 38-й. Впоследствии, эта оплошность изрядно мешала переиздать оригинальную версию «Восьмиклассницы» на дисках.
Что касается прототипа песни, то уже после смерти Цоя на канале НТВ вышел репортаж про некую Дженни Яснец, которая, якобы, и была той самой восьмиклассницей.
Дженни Яснец:
«Нас познакомил общий друг – художник Андрей Медведев, он готовил меня к поступлению. Я уже училась на первом курсе (художественного училища им. Серова), поступила после восьмого класса, и Медведев сказал: «Вот моя ученица, восьмиклассница». Познакомились, поболтали. Цой пригласил нас на концерт…
Мне было 15 лет, Виктору – 20. И, наверное, в первый момент я показалась Цою ребенком, на мне были детские сандалии, раскрашенные темперой».
Дженни Яснец с Андреем Медведевым.
***
См. также:
Сайт Курия Сергея Ивановича
Входит в альбом «45» (1982)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
А. Рыбин «Энциклопедия КИНО. Том 2: Имена и названия»:
Песня, написанная Виктором под впечатлением сельскохозяйственных работ, на которые он был отправлен, обучаясь в ПТУ. Год написания — 1981.
***
А. Рыбин «КИНО с самого начала», 1991:
Борис поиграл на металлофоне в «Солнечных днях» и «Алюминиевых огурцах» — милейшей песенке, написанной Витькой после «трудового семестра» — работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождем, на раскисшем поле огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов — холодные, серые, скользкие, тяжелые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была веселой абсурдной игрой слов, не абсурднее, правда, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяше и нашим друзьям.
.
***
В. Цой, ответы на вопросы на концерте в Дубне, 1987:
«Алюминиевые огурцы» — это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое.
.
***
Интервью В. Цоя в Одессе газете «Красноярский комсомолец». Июль 1989:
— Вы говорили о том, что ваши поклонники вас слушают, потому что им нравится. Но возьмем одну из самых известных песен «Я сажаю алюминиевые огурцы». На ваш взгляд, может ли нормальный человек слушать ее по десять раз и день? И что после этого он вынесет?
— Там, на мой взгляд, есть некий эмоциональный заряд, который может улучшить настроение, разбить некий стереотип мысли. И больше ничего…
КИНО — Алюминиевые огурцы ( Юрий Каспарян и Президентский оркестр РБ) 16.10.14 Минск:
Пикник — Алюминиевые огурцы
Ляпис Трубецкой — Алюминиевые огурцы
.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Алюминиевые Огурцы»:
C Am
Здравствуйте, девочки,
F G
Здравствуйте, мальчики,
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да-а
C Am
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы,
F G
А-а, на брезентовом поле.
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат — труда»,
Но я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
В надежд тайну разгадать,
Зачем я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Кнопки, скрепки, клёпки,
Дырки, булки, вилки,
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда,
Где я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
_______________________________________________________________________
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий
О каких алюминиевых огурцах и какой восьмикласснице пел Виктор Цой? К 55-летию со дня рождения лидера группы КИНО
Виктор Цой для отечественной рок-музыки, безусловно, феномен. Конечно, глупо отрицать ту роль, которую сыграла в «канонизации» его образа ранняя смерть — да ещё на самом пике славы.
Бонусов добавляла и экзотическая внешность Цоя, и необычная манера пения. Однако главный секрет неувядающей популярности группы КИНО всё-таки заключается в песнях. Фото: скан обложки диска
Во-первых, это были песни подростковые. Я не вкладываю в этот эпитет ничего предосудительного. Цой не был стареющим продюсером, пытающимся срубить бабла на детишках. Он вообще был одним из самых молодых представителей советского рок-пантеона (р. 21.06.1962) и писал о том, что ему было понятно и близко. Уже сколько лет прошло, а каждое новое поколение молодёжи находит в творчестве КИНО что-то своё.
Во-вторых, песни Цоя, как правило, отличались завидной ясностью и простотой. Практически любую из них можно было сразу сыграть во дворе на обычной гитаре. То же касалось и текстов — там не было умничанья, скрытого цитирования и «двойного дна». Когда Цой пытался в некоторых из ранних песен подражать стилю Гребенщикова, выходило явно неубедительно.
Чтение книг — полезная вещь,
Но опасная, как динамит,
Я не помню, сколько мне было лет,
Когда я принял это на вид…
(«Пора»)
В основном лидер КИНО работал с очень простыми понятными образами (солнце, звезда, ночь, танец, дождь) и вообще не стеснялся клише. Порой это доходило до стадии Чеховского «резонёра»:
Я знаю, что если ночь, должно быть темно,
А если утро, должен быть свет.
(«Дети проходных дворов»)
Если есть стадо — есть пастух,
Если есть тело — должен быть дух,
Если есть шаг — должен быть след,
Если есть тьма — должен быть свет.
(«Песня без слов»)
В те далёкие времена я даже сочинил язвительную пародию на «Звезду по имени Солнце», где пародировал прежде всего цоевский поэтический стиль. Что-то вроде:
У меня на груди — звезда,
потому что я герой соцтруда.
А почему я герой соцтруда?
А потому что у меня звезда.
Золотая звезда соцтруда имени Цоя…
Попытки отыскать в песнях КИНО скрытые подтексты, как правило, всегда вызывали у меня смех. Тут некоторые очевидные смыслы не улавливали (как это случилось с песней «Перемен») — куда уж до скрытых? Цой свои песни старался не пояснять, да и вообще был известным молчуном — наказанием для любого журналиста.
Недаром большую часть информации приходится черпать из воспоминаний ближайшего окружения Виктора, но они, как понимаете, тоже не застрахованы от домыслов.
Подбирая песни для этого цикла статей, я действовал интуитивно. Кроме несомненных хитов я буду касаться и тех песен, которые хорошо иллюстрируют творческую эволюцию цоевского стиля, которому до сих пор безуспешно стараются подражать. Как говорил Козьма Прутков, «Простая вещь — яблоко, а попробуй сделай».
Не секрет, что массовая всесоюзная популярность пришла к группе КИНО лишь в 1988 году после выхода фильма «Асса» и альбома «Группа крови». Из раннего творчества Цоя массы тогда обычно знали лишь песню про алюминиевые огурцы, концертная запись которой периодически крутилась по ТВ.
А ведь эта забавная песенка была записана аж в 1982 году для дебютного альбома КИНО «45». Тогда группа представляла собой всего лишь акустический дуэт Цоя и Алексея Рыбина, поэтому на записи им помогал целый сонм друзей, включая Бориса Гребенщикова, который сыграл в «Алюминиевых Огурцах» на металлофоне.
Сама песня была сочинена за год до этого, когда Цой учился в ПТУ на специальность резчика по дереву. Если кто-то из молодых не знает, в советское время во всех учебных заведениях — от школы до вузов — была такая «славная» традиция: посылать учащихся на сельхозработы — так сказать, в помощь колхозникам. Во время подобной вылазки в поля и родилась идея этой песни.
А. Рыбин:
«(Цой) говорил, что под дождем, на раскисшем поле огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов — холодные, серые, скользкие, тяжелые штуки, алюминиевые огурцы».
Склонные искать смысл даже там, где его нет, спрашивали автора — о чём эта песня? Виктор мучительно старался найти какое-то красивое объяснение. Он говорил, что песня — это «чистая фонетика», «полное разрушение реальности», «театр абсурда в духе Ионеско — только не мрачный, а весёлый». Хотя было ясно, что подобные вопросы кажутся Цою не меньшим абсурдом, чем сама песня.
В. Цой:
«Там, на мой взгляд, есть некий эмоциональный заряд, который может улучшить настроение, разбить некий стереотип мысли. И больше ничего».
Если «Огурцы» были милой традиционной рок-н-ролльной песенкой, то «Электричку» Цой писал с прицелом на «холодный» стиль «новой волны». Идея родилась, как ни странно, именно в электричке, на которой Цой каждое утро ездил в то самое ПТУ. Удовольствие, как вы понимаете, было ниже среднего — грохот, неуютные вагоны, промёрзшие тамбуры… Виктор ничего выдумывать не стал и просто запечатлел свои ощущения.
Лично для меня это — один из самых ярких примеров того, что песня, как целое, гораздо больше суммы её составляющих. Судите сами — музыкально «Электричка» построена всего на двух аккордах, да и в тексте нет ничего поэтичного:
Я вчера слишком поздно лег, сегодня рано встал,
Я вчера слишком поздно лег, я почти не спал.
Мне, наверно, с утра нужно было пойти к врачу,
А теперь электричка везет меня туда, куда я не хочу.
Электричка везет меня туда, куда я не хочу-у…
А вот на выходе получилась довольно жутковатая картина с примесью фатализма. Песня была также записана на альбоме «45».
В 1989 году для пластинки «Последний герой» группа КИНО записала новую — электрическую — версию. Из довольно бодрой песенки «Электричка» превратилась в тягучую и занудную импровизацию, и здесь бедность двухаккордной гармонии просто вылезла наружу — в самом неприглядном свете.
В «Восьмикласснице» нет ни абсурда «Алюминиевых Огурцов», ни экзистенциального холодка «Электрички». По сути, это дворовая поп-песенка на вполне конкретную тему.
По воспоминаниям знакомых Цоя, во время учёбы в ПТУ он играл в каком-то ансамбле (подобные ансамбли были практически в каждом учебном заведении) и этим снискал некоторую популярность среди молоденьких девочек. Именно тогда у 18-летнего Виктора и завязался роман с восьмиклассницей.
Судя по всему, отношения были чисто романтическими. Цой даже признавался друзьям, что толком не знает, что с этой школьницей делать — куда сводить, как развлечь. Обычно парочка просто гуляла по улицам. Собственно, всю эту «прозу жизни» Виктор и зарифмовал для своей песни — надо сказать, с изрядной долей иронии. Не обошлось и без поэтических вольностей вроде
Ты говоришь: «Пойдем в кино»,
А я тебя зову в кабак, конечно.
А. Житинский:
«Меня эта фраза всегда заставляла улыбнуться. Витя явно здесь хочет выглядеть взрослым мужчиной. В какой, извините, кабак? По воспоминаниям матушки и того же Свина, Цой получал в день на карманные расходы один рубль. Да и свидетельств о том, что Цой в те времена ходил по кабакам, не сохранилось».
Песня была зафиксирована на «45» с заметным техническим браком. Дело в том, что во время её записи известный звукописец питерского рока — Андрей Тропилло — куда-то отлучился. Обязанности звукорежиссёра самовольно принял на себя Гребенщиков, который случайно включил на магнитофоне 9-ю скорость вместо 38-й. Впоследствии эта оплошность изрядно мешала переиздать оригинальную версию «Восьмиклассницы» на дисках.
Что касается прототипа песни, то уже после смерти Цоя на канале НТВ вышел репортаж про некую Дженни Яснец, которая, якобы, и была той самой восьмиклассницей.
Дженни Яснец:
«Нас познакомил общий друг — художник Андрей Медведев, он готовил меня к поступлению. Я уже училась на первом курсе (художественного училища им. Серова), поступила после восьмого класса, и Медведев сказал: „Вот моя ученица, восьмиклассница“. Познакомились, поболтали. Цой пригласил нас на концерт…
Мне было 15 лет, Виктору — 20. И, наверное, в первый момент я показалась Цою ребенком, на мне были детские сандалии, раскрашенные темперой».
О песнях следующего периода группы КИНО я расскажу в следующей статье.
Песня «Алюминиевые огурцы» входит в первый альбом группы «Кино» «45», выпущенный в 1982 году. В советские годы студентов периодически отправляли на так называемую «картошку». Виктор Цой во время учёбы также ездил на уборку колхозного урожая.
Фанаты и в наши дни предпринимают попытки найти тайный смысл песни Алюминиевые огурцы, ищут подтексты, хотя сам певец говорил: «Алюминиевые огурцы» — это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрушение элементов действительности, а более весёлое.»
Перед дальнейшим прочтением, мы рекомендуем прослушать данную композицию ещё раз, чтобы освежить свою память и лучше понять, о чем же песня Алюминиевые огурцы. Попробуем разобрать непосредственно текст песни:
Здесь автор обращается к своим поклонникам, понимая конечно, что большинство из них — молодёжь.
И мне кидайте свои пальчики, да-а»
Цой ожидает от зрителей приветствия, рокерского жеста в виде сложенных «козой»пальцев. Но почему же окно? Ведь поклонники видят его на сцене. Возможно, имелся в виду экран телевизора, а некоторые считают, что Цой предчувствовал раннюю смерть, и окно в данном случае — это окошко в другой, потусторонний мир.
Дальше идут наиболее известные и пожалуй самые спорные строки, а именно — припев: «Ведь я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Она конечно абсурдна, говорится о съедобных огурцах, но почему-то сделанных из алюминия, да еще и сажают их не в землю, а в брезент. Осенняя погода во время работ на колхозных полях конечно была пасмурная и мрачная, возможно мы здесь видим отсыл к серому невзрачному цвету и самого урожая, и окружающей действительности. Или же это образ гранат, разбрасываемых среди мирных полей, намёк на военные действия, проводимые СССР например в Афганистане… А кто-то видит в огурцах и фаллический символ. Такая вот многогранная и до сих пор спорная авторская метафора.
Твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат — труда».
В советское время были довольно популярны анекдоты о чукчах. И ведь обычно если разговор идёт о мудрецах, то зачастую подразумеваются мудрецы восточные, а у Цоя — чукотские. Здесь прослеживается ирония над старшим поколением, но всё-таки к ним автор прислушивается, хотя и не без раздражения. Такой небольшой конфликт «отцов и детей». И конечно продолжается речь и о бессмысленности военных действий, и о сомнительных результатах труда советских людей, работы в дождь, работы грязной, тяжёлой, неоплачиваемой, при этом обязательной. Ведь когда семена сажают в плодородную землю, они прорастают, а сажать в брезент — бесполезно.
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
Колено — возможно образ начальства, которое смотрит, заставляет выполнять то, что люди считают бессмысленным. Всплывает ассоциация с фразой «довести до белого каления» — то есть Цой чувствует, что скоро народ будет доведён до какой-то крайней точки, возможно предвидит скорые перемены. И здесь же есть намёк на иглу, на наркотики — «колет вены», возможно имеются в виду попытки расширения границ сознания с помощью алкоголя или наркотиков с целью отыскать всё-таки смысл кажущейся бестолковой окружающей серой советской действительности.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда…»
Перечисление атрибутов советской действительности, что-то похожее на «бутылку кефира, полбатона», среди них есть и рокерские клёпки, всё это у Цоя смешивается и попадает в копилку, как результаты труда, результаты творчества или просто символы его эпохи, в которой он «сажает алюминиевые огурцы». И то ли тракторы просто соберут этот урожай, то ли это намёк на танки, ведь поле-то у нас брезентовое, которые проедутся по окружающей серости, и в итоге будет построен новый мир. А может он имел в виду всё это наследие, оставленное нам для разгадок, а пока мы гадаем, он сам в другом, вечном мире продолжает «сажать алюминиевые огурцы».
Хотя сам автор считал смысл песни неважным, возможно он чуть схитрил. Ведь важны не только конкретные слова, но и образы, возникающие у слушателей, в которых можно уловить и скуку, и тоску от довольно серой и закрытой жизни в СССР, и осуждение войны, намёки на её бессмысленность, а может всё-таки Цой чувствовал надвигающиеся перемены, ведь в отличие от тяжеловатых строк, музыка у песни довольно беззаботная.
Напишите в комментариях свой смысл песни Алюминиевые огурцы. Мы с нетерпением будем ждать!
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.
ПРИПЕВ: Я сажаю алюминиевые огурцы – а- а
На брезентовом поле ( 2 раза, ведь)
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч,
А результат труда».
Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать – зачем
Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку.
Упадут туда,
«Алюминиевые огурцы» — милейшая песенка, написанная Витькой после «трудового семестра» — работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождём, на раскисшем грязью поле, огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов – холодные, серые, скользкие, тяжёлые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была весёлой абсурдной игрой слов, не более, правда, абсурдней, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяне и нашим друзьям…» («Кино с самого начала», конец 8 главы).
Вас устраивает такая трактовка? Меня не устраивает, хотя бы потому, что «однажды, на Беговой Аркаша Высоцкий откуда-то раздобыл фотографию Цоя и Рыбина на концерте и вручил её Виктору. Тот взял нож, истыкал им всю эту фотографию и бросил подарок на диван. Я спросил его: «Что так?». Виктор только поморщился. Больше я его не спрашивал» ( Р. Нугманов, www.yahha.com 19 .03.2006, 10:30)
Я, в данном случае, склонен верить Рашиду Нугманову, потому что всем известно, что по словам Виктора: «Рыба» — это кличка гитариста… первого гитариста группы «Кино», с которым он «по идеологическим соображениям расстался»…
А теперь «Рыба» пишет книги о В.Цое и ему верят… А вот слова самого Виктора Цоя об этой, в частности, песне:
« … Вместе с тем существуют разные тексты, в смысле отношения к ним слушателей и в смысле моего подхода к ним. Например, вопрос: что означает для меня слово «Камчатка? Ничего конкретного, я там никогда не был, оно лишь подчёркивает некую абсурдность текста, его фантастичность. «Камчатка» и «Алюминиевые огурцы» — это чисто фонетика и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое… » (Ленинград, декабрь 1985, «Рокси», 10).
Так что же всё-таки это, чистая фонетика или ключевые моменты, имеющие задачу вызвать ассоциативные связи, рождающие реальную фантастику, чуть менее мрачную, чем в театре абсурда Ионеско?
Так что же всё-таки представляют «Алюминиевые огурцы»? Фонетику только, или же ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи?
Задумаемся над тем, что представляют собой «алюминиевые огурцы».
Что такое огурец в самом общем смысле? — Это плод, где семена выстроились, как на парад, в едином строю. И я думаю, что Виктор, ничего не делавший без внутреннего смысла, не зря снялся с зелёным плодом жизни в правой руке.
А что такое алюминиевый огурец? — Это белый, сиречь бесцветный сероватый холодный кусок металла, имитирующий жизнь. Внутри него нет и в помине, ни семени, ни жизни.
А что такое брезентовое поле? — Это «поле» вроде бы и зелёное, но правда серо-зелёное, как бы мимикрия под жизнь, и это, конечно же, такой же символ бесплодности, как алюминиевый огурец. Брезент — это великолепный химический покрывающий материал, вода через него наверняка в землю, что под надёжной защитой брезента, не проникнет.
Что можно посадить на брезентовом поле? Какими тракторами его разрыхлить? Как добраться до замёрзших водонепроницаемых душ девочек и мальчиков, ждущих не теплоты жизни, а её разрушения, закрывающихся от отношений друг с другом — воды, серо-зелёным брезентом?
Виктор Цой знает, что обычные живые огурцы тут не подходят. Нужно что-то особенное — «с вывихом-с».
И вот он в угоду инфантильным девочкам и мальчикам, намеренно не желающим взрослеть, предлагает сажать не семя, но сразу плод — готовый уже металлический плод.
Иное не может оценить одервеневшая под брезентом холодная душа. Ведь мальчики и девочки могут смотреть только в окно. то есть в заранее установленное для них сценическое пространство, далёкое от реальной жизни.
Им ведь нужно только развлечение. иного не поймут. о смысле даже не захотят догадываться, зато оценочный механизм в их бытовом рассудке работает, и они хлопают в ладошки — кидают свои пальчики, «своим» «Да!», отмечая насколько, и кто им конкретно угодил.
Виктор смеётся над ними. а они дружно хлопают ему в ответ.
А «чукотские мудрецы» живут прошлым в своём холодном полярном мире, не ведая даже о том, как далеко от реальной жизни ушло современное Виктору поколение, умеющее только «играть» в «игру, не стоящую свеч» и трудиться ради сиюминутной выгоды («Игра не стоит свеч, а результат труда»).
Здесь уместно вспомнить «1000% не Цоя» — там «Игра без правил, игра без свеч».
Глупые три «мудреца» (намёк на церковный догмат о троичности, который сам по себе не более язычества чукчей) «твердят, твердят. без конца» о том, что современная жизнь бесполезна, не понимая, что только металл алюминиевых огурцов может прорвать покровы самости и эгоизма и добраться до хладных, бесплодных душ современников Виктора Цоя.
«Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать. «
Корень «Кол» здесь повторяется 4 раза. А что такое «Кол», от которого произошло 12 колен, или Знаков Зодиака?
«Коло» — круг, окружность. «Жил-был Царь. У Царя был Кол. На Колу было мочало. Не начать ли сказку сначала». А почему сначала? Потому, что Кол — центр Круга, а стало быть циклических процессов.
У славян и других т. н. «языческих» народов, «Кол» — Полярная Звезда, по древнейшим представлениям — Центр, вращающегося вокруг Неё мироздания.
А в Псалтыри: «Положи князи их, яко гной земли, положи их яко коло, яко трость пред ветром». Здесь «коло» обозначает водоворот, смерч, ларву, рвенник, разрывающий составы из единого центра.
В Послании Иакова: «И язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удах наших, скверня всё тело и паля КОЛО рождения нашего и опаляяся от геенны. Всякое естество зверей и птиц, гадов и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим, языка же никто не может от человек укротить: неудержимое зло, исполнено яда смертоносного» (гл.3, ст.6-7).
«Белое» у В.Цоя всегда означает — бесцветное, бесформенное: «Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой.»
Бесцветное, противоестественное «колено» «колом» (грубо и нагло внедряясь) колет — бьёт в цель — вены: здесь ассоциация с медицинским шприцом, несущим навь — наваждение сонное, или ещё того хуже извращающее реакции психики, у-КОЛ-ом.
Это «колено» в общем контексте песни Цоя «пытается достать» и Виктора, сделать его таким же, как все т.н. «здоровые» примитивные люди. В самом общем смысле — это единый на земле центр поругания естества и утверждения социального утилитарного правопорядка.
«…В надежде тайну разгадать, зачем …» уколом в самую кровь, пытаются добраться до сердца и вырвать оттуда силу сопротивления сонным наваждением, то есть победить металл — твёрдость в душе человеческой, у- колом навязывают свои «заповеди», делающие свободного человека размазнёй.
Кто эти врачи в белых халатах, или же врачи душ человеческих? Это те, кто хочет заставить Виктора отказаться от задачи переделать этот технократический брезентовый мир!
Виктор своими твёрдыми и жёсткими металлическими песнями — огурцами стремится разорвать брезент — защиту себялюбия с человеческих душ, творит свои «алюминиевые огурцы», способные разбудить его уснувшее поколение, а КОЛ-дуны от злого белого колена вводят в наваждение, убирая сопротивление и навязывая ненасилие, обессиливающее молодого человека.
«Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки»
Всё очень просто. Здесь Виктор поёт о тех, кто прикноплен к чему-то, скреплен с кем-то и с чем-то, кто намертво уже заклёпан в какой-то «системе ценностей», «скован одной цепью, связан одной целью» (В. Бутусов взял у Цоя?), кто продырявлен насквозь чуждыми убеждениями, кто как мягкая булочка замешан на чужих дрожжах, кто искривлён и двоедушен.
Здесь даны различные степени несвободы, душевного рабства. Его песни «алюминиевыми огурцами», по замыслу Виктора, должны пройти трактором, сорвать брезент, добраться до земли, чтобы освободить сонное сознание несвободного человека.
Песни упадут в копилку — накопят необходимый потенциал свободы в лице-мерном обществе. Как говорил Виктор: «Можно назвать это реальной фантастикой».
Что же, очень точное определение.
А музыка… какая светлая и жизнерадостная! Сколько очищающего света! Как солнечные брызги дождя. И всё, что поётся — правда, от которой никуда не уйти и не деться.